Михайловское

Михайловское расположилось в 18 км к юго-западу от Звенигорода на левом берегу р. Москвы. Впервые оно упоминается в духовной грамоте 1433 г. князя Юрия Дмитриевича, хотя существовало гораздо раньше. Проведенное в 1978 г. археологическое обследование показало здесь наличие обширного керамического материала XIV в. Площадь селища XIV в. составляла более 47 тыс. кв. м. Была найдена свинцовая торговая пломба, по определению В. Л. Янина, западного происхождения. Близ села, в 300-400 м. от него, существовал погост. Согласно археологическим данным поселение на территории погоста возникло еще в домонгольское время (обнаружен материал XII-XIII вв.). Здесь мы имеем пример того, как рядом со старым домонгольским поселением возникает крупное княжеское село, в которое происходит постепенный отток населения из древнего соседнего поселка.

На протяжении XV-XVII вв. Михайловское находилось в числе дворцовых сел. Любопытно, что в XVI-XVII вв. здесь существовало небольшое укрепление. По данным 1627 г. здесь показано две церкви: Троицкая и архангела Михаила. В 1702 г. село с деревнями было пожаловано Петром I его сподвижнику графу Гавриилу Ивановичу Головкину.

Новый владелец села родился в 1660 г. Будучи родственником царицы Натальи Кирилловны, он очень рано сошелся с Петром I. С 1677 г. он состоял при царевиче сначала стольником, затем верховным постельничим. При царевне Софье Гавриил Иванович проявил особую приверженность Петру и с тех пор пользовался его постоянным доверием. Во время первого заграничного путешествия царя он сопровождал его в чужие края и вместе с ним работал на верфи в Саардаме. С 1706 г. Головкин руководит Посольским приказом, в следующем году получает титул графа Римской империи, а в 1709 г. российское графское достоинство. В 1709 г., сразу же после Полтавской битвы, Петр I объявил его государственным канцлером. В этой должности, которую он сохранил до своей кончины, Головкин принимал участие во всех важнейших государственных делах, руководил внешней политикой страны.

Ловкий и искусный царедворец, он сумел сохранить свое влияние и при Екатерине I, и при Петре II, и при Анне Иоанновне, тогда как другие "сильные" люди один за другим отправлялись в сибирскую ссылку. За свою жизнь он сумел скопить огромные богатства, но по воспоминаниям современников был чрезвычайно скуп. В 1729 г., за несколько лет до своей кончины, последовавшей в 1734 г., он составил духовное завещание, согласно которому Михайловское переходило к его сыну Ивану.

Иван Гаврилович был посланником в Голландии, сенатором, но вскоре после смерти отца скончался и в 1736 г. Михайловское числилось за его вдовой Дарьей Матвеевной, урожденной княжной Гагариной. Затем село принадлежало их сыну действительному тайному советнику Гавриле Ивановичу, названному так в честь деда. После его смерти в 1787 г. Михайловское перешло к его сыну графу Алексею Гавриловичу Головкину. В 1786 г. в селе с деревнями значилось 528 ревизских душ.

При этом владельце в конце XVIII в. в селе находились деревянная церковь на каменном фундаменте во имя святого архангеле Михаила, деревянный господский дом и 60 дворов крестьян. Всего в селе проживало 300 мужчин, из которых 13 были дворовыми и 35 фабричными, и 317 женщин. Алексей Гаврилович служил камергером и был известен как владелец обширной коллекции картин и редкостей, погибших или похищенных при занятии Москвы французами в 1812 г. В 1813 г. он умер и, будучи холостым, потомства не оставил. Через несколько лет пресеклись и другие ветви рода Головкиных, и Михайловское оказывается во владении других лиц.

По данным 1852 г. село принадлежало действительной статской советнице Софье Гавриловне Бибиковой. В селе находились церковь, 55 дворов и крестьян 273 души мужского пола и 271 женского. Спустя четыре десятилетия, в 1890 г., в Михайловском проживало 570 человек, зафиксировано церковно-приходское училище, а усадьба принадлежала господам Бергерам.

После революции, по данным переписи 1926 г., в селе значилось 94 двора и населения 478 человек, школа 1 ступени, кооператив и сельсовет. В дальнейшем село пережило такую же судьбу, как и у множества деревень. Население уходило в город, его численность резко снизилась, и в 1989 г. в когда-то обширном селе значилось всего 32 двора и 45 человек постоянного населения.

Лит.: Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы... М., 1882. Вып. 2. С. 51-52.

К. А. Аверьянов, А. А. Юшко

Просмотров: 5344
Опубликовано: 28.11.2005, 03:00
Изменялось: 12.03.2006, 15:03