Какую культуру мы сохранили?

26 апреля 2004, 22:00

Мемориальный дом музей имени Викентия Вересаева продолжает встречать посетителей. Николо-горский опальный период творчества писателя, когда были помещены в Спецхран, арестованы его романы «В тупике» и «Сестры» оказался, тем не менее, очень плодотворным для Вересаева. Здесь на Николиной Горе он закончил «Гоголя в жизни», затем появились «Спутники Пушкина», «Воспоминания» – в трех частях, «Невыдуманные рассказы», их более 200, «Записи для себя», пьеса «Александр Пушкин», написанная в соавторстве с Булгаковым биография Пушкина. Последние годы жизни Вересаев посвятил гигантскому труду, созданию современного перевода двух великих поэм Гомера «Илиады» и «Одиссеи». Сила нравственности и философская глубина прозы Вересаева давно определили выбор многих читателей, надеемся, читатели, пока не знакомые с творчеством писателя, еще откроют для себя хотя бы частичку его литературного наследия. Сделать это можно не только с книгой в руках, но и присоединившись к участникам традиционных Вересаевских чтений. Табличка на доме №49, по проезду Шмидта напоминает гостям Николиной Горы, что музей работает по воскресеньям, с одиннадцати часов.

Нам удалось пообщаться с завсегдатаем клуба, созданного при библиотеке имени Вересаева, в Москве, ответственным секретарем комиссии по литературному наследию Вересаева при Союзе писателей, нынешним хозяином вересаевского дома, племянником писателя Евгением Андреевичем.

- Писатель Вересаев, ваши воспоминания о нем. Каким он был?

- Трудно сказать каким он был, был он человеком чрезвычайно начитанный и образованный. Он окончил классическую гимназию и два университета, сначала историко-филологический факультет, а потом медицинский факультеты. Сын Тульского врача, человека образованного, интеллигентного, автора многих трудов, он был очень известен в Туле, отец его пользовался большим авторитетом. Создал бесплатную больницу для бедняков, но очень рано умер, заразившись тифом.

- На нашей земле Одинцовской, здесь, как оказались Вересаевы?

- Викентий Викентьевич раньше имел дачу в Коктебеле, в Крыму, но он продал ее, там климат был неподходящий для его супруги. Они приехали в Москву, и когда освободилась эта дача кооперативная, тогда ее и выделили ему, кажется в 30-ом году, и последние 15 лет он жил на этой даче, и работал в основном здесь. Первый раз я стал приезжать сюда в 1936 году, еще девятиклассником, и у меня завязалась с ним творческая дружба. Он мне дал почитать свою книгу «В тупике», она меня поразила, но, кроме того, вторая книга «Живая жизнь» еще больше меня покорила. Потому что это - литературно-философское произведение и многие вопросы, которые меня занимали в эти годы, я получил на них ответы из этой книги, и с тех пор эта книга стала моей настольной книгой. И я стал к ним часто приезжать, беседовали мы с ним, и вот так постепенно завязалась эта дружба, кроме того, я почему-то пользовался его большим доверием. Он мне поручал многие свои дела, он даже повлиял на то, в какой институт мне поступать.

Произведения, беседы с ним и главное его нравственный облик абсолютно честного человека, который посвятил свое творчество правде жизни, поиску смысла жизни, и главное, это философское содержание повлияли на меня. А вообще-то, он отразил всю историю России, никто из русских писателей не прожил так долго, как он. Не по количеству лет, он всего 78 лет прожил, а по содержанию.

Умер писатель в 1945 году и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Никто вместе с ним не прошел этот путь, и его творчество было связанно с беллетристическими произведениями. Он работал во всех жанрах, и, кроме того, он очень много занимался переводами, особенно с древнегреческого языка. Беллетристические произведениями тоже занимался, такими как «Пушкин в жизни», «Спутники Пушкина», «Гоголь в жизни», написал много мелких рассказов, их более 200.

Дело в том, что Викентий Викентьевич был Председателем союза писателей, но, кроме того, он был очень связан со всеми российскими округами и был для многих писателей нравственным авторитетом. Земля на Николиной Горе помнит многих. Качалов Василий Иванович, он был членом правления, Вересаев был тоже членом правления, сосед Семашко нарком здравоохранения, а потом из тех, кто здесь не жил, Булгаков приезжал сюда, даже хотел здесь снимать дачу, но не получилось у него. У Вересаева очень большая дружба с Булгаковым сложилась, тяготели друг к другу, Викентий Викентьевич пользовался большим влиянием на Булгакова и советовал ему. Есть информация о том, что Викентий Викентьевич очень трепетно, с большим уважением относился к творчеству Горького. Но Максим Горький здесь не был. Они жили напротив, дача Горького отсюда была видна, сейчас она заросла. У них были странные отношения, вначале они дружили, и Вересаев редактировал произведения друзей Горького, но когда Горький стал одобрять строительство Волго–Донского канала, когда он одобрял многие политические позиции Сталина, Вересаев не мог разделять эту точку зрения, и они разошлись.

У Викентия Викентьевича не было детей, потому что он был одинокий, со своей супругой прожил до конца и умер раньше супруги. Викентий Викентьевич просил сразу же передать дачу, архивы свои своей племяннице, так он и поступил.

Сейчас главное - сохранить дачу как очаг культуры, потому что нас будут спрашивать, не какую колбасу мы ели в 20 веке, а какую культуру мы сохранили русскую? Это главная задача!

Сохранить культуру русскую – это, значит, ценить литературное наследие, а еще землю свою любить, изучать ее историю.

18.191.109.201

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
2 025
Hi-Der
#
Культура это хорошо... А могилу Казимира Малевича уже восстановили, поди? Или
опять коттеджи?
http://www.webantiq.ru/?id=1491
Гость 2
#
Нам не до жиру. Язык хотя бы сохранить.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи