"Я не мыслю союза без России"...

10 июля 2007, 03:46

В истории есть даты, которые принято называть знаковыми - 1812, 1917, 1945. В этом ряду занял свое законное место и 1991 год, закрывший более чем 70-летнюю эпоху «великого и нерушимого». Год, начавшийся с кровавых событий в Вильнюсе.

ЯНВАРЬ

«Все мы тяжело переживаем случившееся в ночь на 13 января - резкое обострение обстановки в республике, гибель людей. Налицо резкое противостояние, по сути дела, раскол общества. В этой обстановке нужно действовать и взвешенно, и ответственно...»

К этому моменту Литва де-юре провозгласила себя независимой республикой. Союзные власти попытались восстановить статус-кво. 13 января 1991 года в ходе вооруженной попытки свергнуть власть, объявившую республику независимой от Советского Союза, погибли 14 человек, сотни были ранены. Советские военные заняли тогда вильнюсскую телебашню, здание Литовского радио и телевидения, однако не решились штурмовать парламент, на защиту которого встали тысячи граждан, съехавшихся со всей Литвы.

23 января - денежная реформа, проведенная по инициативе тогдашнего главы правительства В. С. Павлова. Из обращения изымались 50 и 100-рублевые купюры. Обмен производился свободно лишь в размере месячного оклада и сопровождался замораживанием значительной части вкладов. Как всегда, реформу наиболее болезненно ощутили рядовые граждане. В три раза выросли государственные розничные цены, был достигнут предел покупательной способности населения.

МАРТ

17 марта прошел референдум о сохранении СССР.

«В референдуме в целом по стране приняли участие 147 млн. человек. За сохранение СССР высказались 112 млн. человек, то есть 76 процентов голосовавших. Таким образом, большинство граждан исходило из того, что судьба народов страны неразделима…»

ИЮНЬ

12 июня состоялись выборы первого Президента России. В выборах участвовали такие пары кандидатов (президент и вице-президент): Ельцин-Руцкой 57, 3% голосов, Рыжков-Громов - 16, 85%, Жириновский-Завидия - 7, 81%, Тулеев-Бочаров - 6, 81%, Макашов-Сергеев - 3, 74%, Бакатин-Абдулатипов - 3, 42%.

Одновременно были избраны мэры Москвы и Ленинграда - Г. Х Попов и А. А. Собчак.

«Я не мыслю Союза без России. Без нее его просто не может быть. Но точно так же Россия нуждается в Союзе... Мне кажется, что самые трудные дебаты, дискуссии, может быть, даже непонимание - позади. По крайней мере, я это чувствую. Есть понимание того, что превыше всего - судьба нашего отечества, нашего государства», - из интервью Михаила Горбачева на избирательном участке.

АВГУСТ

«ГОРДОСТЬ И ЧЕСТЬ СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА»…

События августа 1991го. При всей насыщенности событиями этих дней в памяти всплывают именно эти кино- и фотокадры: бесконечное «Лебединое озеро» по телевизору, крупным планом трясущиеся руки и.о. президента Г. И. Янаева по тому же телевизору, великий Ростропович с автоматом Калашникова, победоносный Ельцин на танке.

Горбачев отдыхает с семьей в Форосе, но к 20 августа должен вернуться в Москву для подписания нового союзного договора.

19 августа. Указ Г. И. Янаева о принятии им на себя функций президента «в связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения этих функций М. С. Горбачевым. Указ и.о. президента СССР «О введении чрезвычайного положения в городе Москве». Обращение к советскому народу Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. «Над нашей великой Родиной нависла смертельная опасность! Начатая по инициативе М. С.

Горбачева политика реформ… в силу ряда причина зашла в тупик.

Долгие годы со всех сторон мы слышим заклинания о приверженности интересам личности, заботе о ее правах, социальной защищенности. На глазах теряют вес и авторитет все демократические институты. Это результат целенаправленных действий тех, кто, грубо попирая Основной закон СССР, фактически совершает антиконституционный переворот и тянется к необузданной личной власти. Префектуры, мэрии и другие противозаконные структуры все больше явочным порядком подменяют собой избранные народом Советы.

Гордость и честь советского человека должны быть восстановлены в полном объеме. Призываем всех граждан Советского Союза осознать свой долг перед Родиной и оказать всемерную поддержку Государственному комитету по чрезвычайному положению в СССР, усилиям по выводу страны из кризиса».

9.30. Передвижение по Москве отдельных военных колонн.

11.45. Первые колонны демонстрантов вступили на Манежную площадь. Они несут лозунги: «Фашизм не пройдет! », «Язова, Пуго, Крючкова - под суд! »

14.00. Указ Президента России. «Считать объявления Комитета антиконституционными, квалифицировать действия его организаторов, как государственный переворот».

15.00. Появляется информация, что Горбачев в Крыму находится под домашним арестом.

15.30. Началось возведение баррикад у здания Дома Советов России на Краснопресненской набережной.

17.00. Знаменитая пресс-конференция членов ГКЧП в пресс-центре МИД СССР. Объявлено о прекращении издания всех газет, кроме «Правды», «Советской России», «Труда» и некоторых других.

«Рефреном конференции, создавшим игривое настроение в зале, были вопросы и ответы, связанные с судьбой Горбачева. Журналисты настаивали: как здоровье президента? Где находится? Знает ли о случившемся? Янаев откровенно юлил, чем доводил зал до хохота, и сам смеялся. Договорился Геннадий Иванович, только-только низложивший законного президента, до того, что: “Я надеюсь, мой друг президент Горбачев будет еще в строю, и мы будем вместе работать”. В первый день ГКЧП вышла «Общая газета» Егора Яковлева. В газету вошли 11 центральных изданий. Это был ответ на “временное приостановление” нормальной работы СМИ. Газета, больше похожая на подпольную листовку, самим своим появлением доказала кремлевским заговорщикам, что втихаря прийти к власти в результате “дворцового переворота” им не удастся - не те времена.

«Такое положение смущает совесть миллионов наших сограждан, для которых встает вопрос о законности новообразованного Государственного комитета по чрезвычайному положению … В связи с этим мы заявляем, что в настоящий момент необходимо услышать голос президента Горбачева и узнать его отношение к происходящим событиям», - из заявления Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго.

20 августа. 00.30. Рота десантников из тульской десантной дивизии прибыла к зданию Верховного Совета РСФСР для участия в охране резиденции российских властей. На несколько часов в эфир смогла прорваться радиостанция «Эхо Москвы». Дикторы призывали москвичей идти на защиту Белого дома.

17.00. Телефонный разговор Бориса Ельцина с Джорджем Бушем. Буш сообщил Ельцину о состоявшихся переговорах со всеми руководителями «большой семерки», главами бывших социалистических государств. Все собеседники Буша безоговорочно поддерживают Горбачева и Ельцина. Президент России взял на себя исполнение обязанностей Главнокомандующего вооруженными силами на всей территории Российской федерации.

Вечером ГКЧП принимает решение о штурме Белого дома.

21 августа. 00.07. Колонна боевых машин подошла к баррикаде около Белого дома со стороны посольства США. Солдаты стреляли боевыми патронами в воздух. Около часу ночи Д. Комарь, В. Усов и И. Кричевский погибли в тоннеле на пересечении улицы Чайковского и Нового Арбата. «Я прошу солдат и командиров вспомнить, что цену за человеческую жизнь не может назначить и уплатить никто», - из обращения Патриарха Всея Руси Алексия Второго. «Наши особые слова, - к военнослужащим…, мы верим, что ни при каких обстоятельствах вы не запятнаете свою честь и совесть кровью соотечественников», - из заявления ЦК ВЛКСМ.

04.00. Полным ходом начался вывод войск из Москвы. Уже выведена Таманская дивизия, и готовится к выводу Кантемировская танковая дивизия. Тем временем продолжается непрекращающийся весь день митинг у здания Дома Советов. Началась разборка баррикад. Принято решение оставить одну, как символ стойкости москвичей.

22 августа. В 1.30. приземлился самолет ТУ-134 в аэропорту Внуково2. На борту самолета находились Руцкой, Силаев, Горбачев.

12.00 Представитель прокуратуры РСФСР заявил, что заведены уголовные дела на всех членов преступной «восьмерки». Он подтвердил факт ареста вчера после прилета из Фороса Крючкова, Язова, Тизякова. При попытке ареста застрелился министр внутренних дел СССР Пуго. «Огромное чувство стыда - тяжелого, давящего, неотступного - терзает постоянно», - из письма председателя КГБ В. А. Крючкова М. С. Горбачеву.

13.00. Выступление Бориса Ельцина на митинге у Дома Советов. Он назвал «главным идеологом путча» Анатолия Лукьянова, а также сообщил, что Верховный Совет РСФСР принял решение сделать бело-лазорево-красный стяг государственным флагом России.

Рассказывает Александр Гладышев:

- В июне 1991 года я был избран председателем одинцовского Совета. Прежний председатель Сергей Федорович Жидких уехал в загранкомандировку. В те августовские дни в районе в целом было спокойно, хотя ночевать приходилось в здании администрации. Под страхом увольнения руководители предприятий не должны были допустить выхода рабочих на улицу. Всех сотрудников исполкома я отправил на село убирать картошку. В любой ситуации людям нужно продовольствие. Представители общественности, депутаты из военных с Власихи опечатали кабинеты горкома партии.

После августовских событий появились сомнения в том, как работать дальше. Я был в какой-то степени дезориентирован. Хотел даже оставить должность председателя. Теперь уже можно сказать - я приглашал к себе Владимира Дупака и Олега Дайлюденко. Предлагал им пост заместителя с прицелом сменить меня на должности председателя. Они отказались. Сказали, что я должен работать. Ездил советоваться к Валентине Яковлевне Чистяковой. Она сказала, что раз власть избрана народом, нужно работать. Меня несколько раз вызывали в областную комиссию по расследованию событий ГКЧП. Все интересовались, почему я сотрудников исполкома отправил на картошку. Такую же районную комиссию я просто распустил - нечего будоражить народ. Единственным, кто пострадал от якобы своей причастности к сторонникам ГКЧП, был Василий Иванович Самохин, начальник Одинцовского УВД. В одном из отделений он сделал замечание, что негоже портрет Ельцина помещать как икону. Один из сотрудников написал письмо. Василий Иванович был отстранен от должности. Сотрудники УВД, возмущенные этим несправедливым решением, буквально были в предзабастовочном состоянии. Мне стоило больших трудов убедить их не предпринимать опрометчивых шагов. А Василий Иванович в дальнейшем работал в московском РУБОПе. У меня до сих пор нет какой-то однозначной оценки тех событий.

Рассказывает Вячеслав Киреев:

- Я тогда работал в Москве. Прошла информация о ГКЧП. Хорошо помню Янаева с трясущимися руками. Сказали, что Горбачев заболел. Конечно, такому заявлению веры не было. Была опасность, что с приходом ГКЧП демократические реформы закончатся. А я уже свои планы связывал с бизнесом. Но вечером ехал через Тверскую. Видел, что войска воевать не собираются. Танкисты с девчонками сидят, цветы в пушках. Тем не менее накал, напряжение были. После того как Ельцин выступил с танка, мне стало понятно, что ГКЧП советскую власть вряд ли восстановит. Помню, как прилетел Горбачев из Крыма. Даже по телевизору видно было, что он слабый человек. В результате деятельности Горбачева и его соратников была развалена супердержава, ГКЧП только ускорил этот процесс. Если бы на танк залез не Ельцин, а Путин, то мы бы жили в предсказуемом государстве. Но с танка слез Ельцин.

Рассказывает Александр Галдин:

- Если говорить о 19 августа, то я вздохнул с облегчением, когда узнал, что Горбачев отстранен от власти. Так думали и 80% населения. Наконец, кончится катавасия, которая называлась перестройкой. Но, к сожалению, не получилось нормализации ситуации, так как власть одряхлела и не смогла воспользоваться своими полномочиями, чтобы навести в стране порядок. Достаточно было предать Горбачева суду за предательство Родины. Я в эти дни был на своем рабочем месте. Встречался интенсивно с трудовыми коллективами, разъяснял ситуацию. Говорил, что предпринимаются совершенно правильные шаги. 19-го утром состоялось бюро горкома, мнения разделились. В целом горком занял выжидательную позицию. Опечатывала наши кабинеты в ночь на 20-е «тройка» - офицеры с Власихи. Я пытался навести порядок. Кабинеты должна опечатать милиция. Дня через два нам открыли кабинеты, чтобы забрать личные вещи. Они пытались изъять документы из моего кабинета. Я сказал: «Извините, но только с прокурором». Нас уволили всех в октябре месяце. До октября мы готовили документы к сдаче в архив. Стояла проблема трудоустройства. Было предложение от Алтухова (ДРСУ), и я стал дорожным рабочим с выполнением обязанностей бригадира.

Рассказывает Александр Махаев:

- Я был в отпуске, и вот решили с семьей поехать в Москву. Подъезжаем к Кубинке - выходят танки на Минское шоссе. Они идут по правой полосе, мы пристроились по левой. Так и едем вместе. Мало ли какие учения. Хотя это необычно. Никогда не было танков на Минке. Въехали в Москву, погуляли, в парке побыли. Возвращаемся, хочу свернуть на Кутузовский. Нет возможности. Все перекрыто. Как раз недалеко от Белого дома. Потом по радио услышал о событиях. Одна из причин появления ГКЧП заключается, как мне кажется, в том, что политика властей не была достаточно гибкой.

Рассказывает Владимир Никифоров:

- 19 августа я возвращался с семьей с дачи. Подъезжая к Кубинке, заметил впереди огромных размеров облако пыли. Оказалось, что по Минскому шоссе в сторону Москвы шли танки. Зрелище было впечатляющее: танковая армада на марше, как в кино. Но при съемках фильма вряд ли разрешили бы портить покрытие такого шоссе. Танки одной гусеницей шли по асфальту. На обочине было много остановившихся машин с поломками. Колонна явно не была подготовлена к движению по маршруту. Замечу, что автомобили беспрепятственно обгоняли танки. Дома сразу включил телевизор. На экране увидел «Лебединое озеро».

НОЯБРЬ

Накануне годовщины Октябрьской революции Указ Президента Российской Федерации «О деятельности КПСС и Коммунистической партии РСФСР», запрещающий их деятельность.

ДЕКАБРЬ

ВЕЛИКИЙ И НЕРУШИМЫЙ

Если острота восприятия августовских событий с годами притупляется, то Беловежские соглашения, приведшие к развалу СССР, для большой части населения до сих пор остаются очень болезненным вопросом.

«Союз ССР, как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».

Президенты России, Украины и Председатель Верховного Совета Белоруссии С. И. Шушкевич собрались в Белоруссии, в старинном заповеднике и охотничьем хозяйстве в Беловежской пуще, знаменитой тем, что там сохранялась единственная в Европе популяция зубров. Три «беловежских зубра», как их немедленно окрестила пресса, 7 и 8 декабря подготовили соглашение, которым создавалось Содружество Независимых Государств и заявлялось о прекращении существования СССР.

Позиция Горбачева, категорически не принимавшего идею конфедерации, игнорировалась. Его просто исключили из процесса подготовки нового соглашения. Идея Содружества Независимых Государств стремительно получала поддержку в других республиках. 11 декабря Киргизия и Армения присоединились к СНГ. 13 декабря состоялась встреча государств Средней Азии и Казахстана в Ашхабаде. Ее участники выразили согласие присоединиться к СНГ, но при условии равенства с первыми республиками, подписавшими этот договор. Подобные гарантии были даны немедленно.

21 декабря во встрече в Алма-Ате участвовали главы всех республик, входивших в СССР, за исключением трех государств Прибалтики и Грузии (Грузия присоединилась позднее). В подписании Декларации приняли участие главы 11 государств, поставившие свою подпись в поддержку Беловежского соглашения. «С образованием Содружества Независимых Государств, - заявили они, - Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование».

25 декабря 1991 г. М. С. Горбачев подписал Указ о сложении с себя полномочий Президента СССР и сделал об этом телевизионное заявление.

25 декабря 1991 г. в 19 часов 38 минут над Кремлем был спущен красный флаг СССР и поднят трехцветный флаг России.

С Новым годом.

Ведущий рубрики Георгий ЯНС

При подготовке использованы материалы газет «Правда», «Известия», «Московские новости», журнала «Огонек», фонда Горбачева и из семейного архива А. Г. Гладышева

 

"Одинцовская НЕДЕЛЯ" специально для "Одинцово-ИНФО"

3.138.200.66

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
2 220
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи