Из семейного архива: Семьи моей фамильные черты. Часть 1

28 февраля 2008, 11:16

Моя Бессарабия. И пусть эта земля все время носит разные названия, переходит от одного государства к другому, но это единственная Родина для моей семьи Котельвас-Ротта-Трандафереску-Гришковых. Помните рассуждение короля (Евгений Леонов) в фильме "Обыкновенное чудо": во всем виноваты предки? А во мне столько всего намешано, что поди разберись - румынская эстонка турецкого розлива с итальянскими корнями, считающая только русский своим родным языком.

 Но рассказать я хочу не о себе, а о своей бабушке - Клавдии фон Котельвас, аристократке, которая могла и людей вылечить, и дом отремонтировать, и спасти еврейских детей от погромов, рискуя даже жизнью собственного сына.

1920 год. Клавдия фон Котельвас

1920 год. Вот такая роскошная женщина. Румяна и помада были привилегией купчих. А аристократки не приукрашивают лица для чьего-то удовольствия. Они должны быть «настоящими». Девиз – принимайте наши лица такими, какие они есть.
 

 Аристократизм – это не только хорошее воспитание, но и врожденное чувство собственного достоинства. Во время второй мировой войны румынский офицер держал в гостиной бабушкиного особняка трофейного коня. Клавдия, женщина с гонором, в запальчивости бросила: «Не позволю, чтобы цыган с ворованной лошадью превращал мои комнаты в конюшню!» Военный трибунал приговорил ее к тюремному заключению за оскорбление румынской нации.

1930 год Клавдия фон Котельвас с сыном

1930 год. Когда Бессарабия оказалась под властью Румынии, то погромы там не только не прекратились, но приобретали подчас более ожесточенный характер. Вот таким солнечным мальчиком рисковала Клавдия фон Котельвас в 1925 году, спасая чужих детей.
 

 Бессарабия (ныне Молдова) вошла в состав Российской империи лишь в 1812 году и не могла менее чем за столетие стать собственно "русской" провинцией. По условиям Брестского мира в 1918 году Бессарабия была отдана (кто считался с мнением живущих там людей?!) Румынии, а в 1940 году по пакту Риббентропа-Молотова опять отошла к России, верней к СССР.

Потрясающая судьба бабушки: румыны выбили ей зубы и засадили в тюрьму, а советская власть ей даже не дала пенсию по старости, мотивируя решение тем, что она находилась на оккупированной территории.

Но эстонская баронесса всегда себя чувствовала русской при любой власти. Я помню ее, величественную старую даму. Она была сильным экстрасенсом, отличным медиком, ей кланялся с уважением и любовью весь город. Клавдия была вежлива со «слабыми», а потому ее вежливость с «сильными» не означала унижения. Она всегда сохраняла верность самой себе. А её фразу: «Бессарабцы своих не предают» я запомнила на всю жизнь и научилась жить в мире с людьми различных национальностей.

3.141.152.173

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
4 007
toxa
лично#
Все-таки аристократизм это не только то, что передается по наследству, но и состояние человеческого духа.Интересно, как бы себя ощущали такие вот аристократы в общении в интернете?
Editor
лично#
Господа-товарищи, чем вести бестолковые споры по энному кругу - какой президент лучше, почитайте очерк. И выясните, что при любой власти можно жить достойно.
stalker
лично#
toxa: Интересно, как бы себя ощущали такие вот аристократы в общении в интернете?

Мне кажется гламурно
Basya
лично#
Моя бабушка бессарабка - мачеха моей мамы, тоже рождена в Бессарабии (Кишинёв) и привезена моим дедом-вдовцом в 1912 году в Россию 18-летней. Мою маму годовалую и свою дочь, рожденную в этом браке, воспитывала по своим традициям. Кулинарка была отменная, Петеньку (Петра Петровича - деда моего) боготворила до самой смерти. Дед был крутого нрава, но Манечка (Мария Тимофеевна) взглядом ласковым делала его мягким, как воск. До глубокого возраста, пока болезнь ее не уложила, она трепетно ухаживала за своим лицом, дед (бывший фельдшер) сам готовил ей крема по каким-то только ему известным рецептам. Красавица была, моя бессарабочка-бабушка, фото храню.
Но что интересно, прожив в Оренбурге до 1958 года, бабушка все-таки "сломала" деда,
они нашли обмен и уехали жить в Кишинев. Видно кровь звала. Еще были живы бабуш-кины сестры-братья старше ее, долгая агитация вернуться в родные пенаты все-таки возымела действие. Бабушка вновь привыкала к родному, но уже забытому, языку, а дед пытался познать местный народ (в столице молдован было меньше в соотношении с другими национальностями - русские, украинцы, евреи и в меньшей степени др.) Она знакомила нас с традициями "бессарабцев" (как пишет автор), когда мы (внуки) стали наезжать в гости. Более того, моя мама уже в возрасте пенсионном поехала с ними, младшая дочь с мужем и двумя детьми получили квартиру в Кишиневе после демобилизации из армии (а имели возможность поселиться и в других городах России), уже там появилась "местная" - третья дочь. Одна я с мужем обживали Север, а отпуска проводили в Молдавии. Было время, что и мы могли осесть там, но это вышло к лучшему.
Но всё рухнуло. Бабушка слегла и изъявила желание, чтобы ее похоронили.... в Оренбур-
ге! Это необъяснимо, но факт! Мы все это объясняли тем, что тут дед проявил свой норов,
не желая "ложиться в молдавскую землю", а бабушка не посмела возразить, либо не же-
лала остаться навсегда в молдавской земле без Петеньки. Всё вернулось на круги своя - начался обратный процесс обмена и отъезда. В Кишиневе осталась моя тетя с семьей, отказавшись покидать "сытный и теплый край", но так и не вписавшись в молдавскую жизнь, не выучив даже языка. Дети закончили школы, вузы, а молдавский язык для них остался чужим языком. Мне всегда была непонятна позиция, читай политика, нашего русского народа. Мы всюду насаждаем своё, не уважая то, куда пришли. А в случае с родственниками тем более не понимала. В Кишиневе мне нравились евреи - они как рыба в воде, всегда могут "хорошо устроиться", и тут тоже - живо говорили по-молдавски, с торговками-хохлушками по-украински, русский считали родным, а на втором и роднее, на идиш, болтали между собой, отдыхая в сквериках. С языком никогда они не имели проблем. Но наступили времена в СССР, "когда приоткрылась дверь" забугорная и в эту щель первые ломанули они - это надо было видеть и наблюдать, очень организованный, дружный народ. В Кишиневе их практически не осталось, как в Киеве после Чернобыля, в последнем исход произошел за пару-тройку дней.
А Кишинев мне по-прежнему дорог и дороги те, кто там остался, а остались не все после
"полной самостийности". Но это уже совсем другая история.
Nina_Rotta
лично#
Цитата:  Editor | 28.02.08, 14:59 цитата
Господа-товарищи, чем вести бестолковые споры по энному кругу - какой президент лучше, почитайте очерк. И выясните, что при любой власти можно жить достойно.

Спасибо вам. Я тоже считаю, что моя бабушка Клавдия фон Котельвас жила достойно при любой власти. Румын не любила, но язык выучила, со многими дружила. И дочь ее была замужем за румыном. Советскую власть не очень жаловала. Так и говорила - советские. Но была патриоткой России и Бессарабии. Я детстве считала, что были такие национальности - бессарабцы, аккерманцы.
Nina_Rotta
лично#
Basya

Здравствуйте. Приятно встретить земляков.
Basya
лично#
Nina_Rotta: Basya

Здравствуйте. Приятно встретить земляков.

И Вам не болеть!
beata
лично#
Editor: при любой власти можно жить достойно.

но не при любой - так, как хочешь
Editor
лично#
beata: 
Editor: при любой власти можно жить достойно.

но не при любой - так, как хочешь

Так как хочешь еще не значит, что жить достойно.
beata
лично#
toxa, эдитором не прикидывайся

"Так как хочешь еще не значит, что жить достойно" - конечно, ведь жить как хочешь - это руководствоваться прежде всего личными желаниями и позывами. А жить достойно - это обычно значит подчиняться кому-то или чему-то извне. Потому что достойно -- понятие растяжимое и очнь относительное. Достойно в чьей оценке??
Freya
лично#
Бабушка достойная, спору нет.

Только причем здесь "аристократизм" ? Вы,toxa, серьезно полагаете, что "высокое состояние человеческого духа" возможно только при наличии пары тысяч замордованных крестьян ?
ac19411941
лично#
Freya: Бабушка достойная, спору нет.

Только причем здесь "аристократизм" ? Вы,toxa, серьезно полагаете, что "высокое состояние человеческого духа" возможно только при наличии пары тысяч замордованных крестьян ?
Скорее всего он так и думает и живёт этими мечтами ...
toxa
лично#
Freya: Бабушка достойная, спору нет.

Только причем здесь "аристократизм" ? Вы,toxa, серьезно полагаете, что "высокое состояние человеческого духа" возможно только при наличии пары тысяч замордованных крестьян ?

Во-первых, у нее не было двух тысяч этих самых крестьян - откуда такая цифра, даже любопытно. Нет, высокое состояние духа возможно при хорошем воспитании.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи