О Булате Окуджаве замолвить словечко хочу...

14 апреля 2008, 22:44

ОФИЦИАЛЬНОЕ.

Член Союза русских , украинских и белорусских писателей , член Союза писателей Крыма , член Международного сообщества писательских Союзов , член русскоязычного Союза писателей Израиля .
Автор сорока книг , изданных в России , в Украине , в Узбекистане . Рассказы и очерки переведены почти на все европейские языки .

НЕОФИЦИАЛЬНОЕ .
 

Стыдно сказать, но родился я чуть ли не вначале прошлого века, в 1931 году и 5-го апреля 2031 года мне исполнится 100 лет ( не забудьте поздравить!)... Город для своего появления на свет, выбрал удачный - Одессу, откуда вышло много известных фраеров...

Остальное, - всё в моих романах, повестях, рассказах и др-р... Всё, о чём бы я не писал, главным героем (литературным) становлюсь САМ СЕБЯ ЛЮБИМЫЙ... Даже, когда пишу от имени кота Самюэля Декамерона или от пса Вафли... Это я мяукаю-мурлыкаю, это я лаю-отгавкиваюсь ... Так что, вся моя биография - сплошная литература, что и является моей жизнью моей на склоне лет...

О Булате Окуджаве замолвить словечко хочу...

В Севастополь приехала "могучая кучка" - Булат Окуджава, Аркадий Арканов и Александр Ткаченко. Тот самый Саша Ткаченко, который поднял "бунт на корабле", то есть, поднял гвалт в журнале "Юность", расколол "споенный" коллектив, руководимый безоблачным во все времена Андреем Дементьевым, отколол часть сотрудников и создал новую "Новую юность". Сейчас Саша какой-то начальник в российском Международном ПЕН-клубе.

В театре им. Анатолия Луначарского Булат с единомышленниками давал единственный, необъявленный афишами, концерт, - Севастопольский горком КПУ хотел проверить Окуджаву "на вшивость". Уж больно много чего этакого донеслось до ушей высших коммунистов!

Начальники-коммунисты сами распределяли пригласительные билеты и неожиданно столкнулись с проблемой: пригласительных билетов не хватило!

Стоит ли говорить, что на легендарного Булата Окуджаву пришли все крупные партийные работники + вся горисполкомовская рать со своими жёнами, чадами и тайными любовницами, - впрочем, какие они были тайными, если о них знал весь Севастополь!?..Ну, - пол Севастополя!.. Согласен - четверть!.. А рядовым коммунистам - билетов не хватило!..Но это я так, между прочим.

Нас - Севастопольское литературное объединение, - провёл на булатово-аркановский концерт Саша Ткаченко, которого я знал давно, и Аркадий Арканов, с которым меня познакомил тот же Саша несколько дней тому...

- Это со мною, - величественно-холодно произнёс Аркан билитёрше (Так его называл Саша Ткаченко) .

Но та ни за что не хотела пропускать - а набралось нас членов и не членов человек пятнадцать-двадцать! ..

Аркан не стал спорить, прошёл на сцену, на которой уже "колдовал" прекрасный во все времена Булат Окуджава и шепнул тому на ухо. Булат тут же прекратил петь и сказал со сцены:

- Попрошу пропустить моих друзей-писателей! - Булат отыскал глазами свободные места в третьем ряду - первых два ряда заняли крупные и ответственные, а третий ряд никто не занимал, дабы не дышали черничкиным и ермаковым в затылок, да не принюхивались к Первому, от которого постоянно пахло водкой и табачищем.

- Попрошу моих друзей пройти на третий ряд!

Ринулись занимать центр третьего ряда...А впереди нас маячили затылки Самих Слуг Народа. А среди них - самый первый партийный бос, Первый секретарь Севастопольского горкома Украины Виктор Черничкин. И он только поморщился, но ничего не сказал. Не сказали и другие партийные начальнички, косясь на своего шефа. Но потому как лицо его пропойное посерело ещё больше, демарш Булата Окуджавы ему явно был не в дугу...

А Булат со сцены исполнил не один десяток своих песен и уже разбирал записки..

Подменяя его - у Поэта с сердцем было нелады, - Аркадий Арканов впервые испробовал на нас, - сегодня известных всему белу свету! - "баранов" - заходишь к начальнику человеком и не замечаешь, как начинаешь блекать, - бля, бля, бля! - и попадаешь прямо в стадо. Очень смешной был рассказ, прочитанный на полном серьёзе, что всегда отличало этого неулыбчивого человека.

И опять зашевелился Виктор Черничкин и , забыв, что мы, пишущий люд, дышим им в затылки, наклонился к одному из своих заместителей Виктору Ермаку:

- Злопыхательский рассказ.Надо делать оргвыводы!

- Целиком и полностью с вами согласен!Сделаем....

А Булат уже читает записки. Множество записок. И из этого множества извлекает и такую: "Почему вас не видно на севастопольских улицах, разве вам не нравится наш город-герой?" - В любом городе найдётся человек, который задаст подобный вопрос!

Булат Окуджава усмехнулся , оглядел залу и ответил:

- Я, надеюсь, очень бы понравился, но я...три дня не выходил из гостиницы, - взгляд его направился на первых два ряда, - из-за воды. Точнее, из-за отсутствия воды.

Передние два ряда зашевелились, передние два ряда пришли в движение, передние два ряда напряглись.С первых двух рядов донеслось:

- Вода во всём городе подаётся по графику!

Но Окуджава продолжал.

- Как я такой небритый и грязный мог показаться на улицах вашего славного города!?. И кто за эти, мягко говоря, безобразия ответственный в вашем городе? Теперь вы понимаете, почему я не появился на ваших прекрасных улицах?!.

В зале - рев. В зале - аплодисменты, как говорится, переходящие в овацию. В залу всегда проберутся "крикуны", хоть отбор и производился через мелкое ситечко. Как всегда, Булат угадал главную проблему Севастополя. Из-за безответственности - трубы, по которым идёт вода из Чернореченского водохранилища поступала в город, были ржавыми и вода, проходящая через это "решето" по пути терялась - в город попадала только малая часть.

Виктор Черничкин, который и был Первым Хозяином Города, наклонился к Ермаку - своему заместителю по каким-то там вопросам и зло прошипел:

- Что б его ноги... Что б их ног... с сегодняшнего дня в моём городе небыло!

- Это я вам обещаю! - таков был ответ Ермака...
 

Ох, как хочется забежать вперёд. Всего на несколько лет вперёд! Аж палец, лежащий на клавише, раскалился...

Ладно, договариваюсь сам с собою, " если нельзя, но очень хочется, то можно!"..
 

В самом начале горбачёвской перестройки, Ермак ( запамятовал как его звали!) , закрывшись в своём персональном кабинете, опасной бритвой перерезал себе горло.Нашли Ермака по крови, которая стала просачиваться снизу из-под двери.

Немедленно всех попросили покинуть свои рабочие места, вызвали сотрудников госбезопасности и медицинского эксперта - им оказался мой друг Эдуард Угулава! Так что мне известно всё из первых рук! - взломали дверь и... прежде всего, бросились не к трупу, а стали искать записки, которые мог бы оставить после себя Ермак, - таково было задание Виктора Черничкина.
Нашли множество с одним и тем же текстом: "Этот чёрненький Черничкин.." а дальше шла сплошная абракадабра, разобрать которую сходу было невозможно...Сами записки тут же были забраны кэгэбэшниками и их больше никогда и никто не увидел.

Поползли слухи, что Ермака, как много знающего, просто зарезали , - порез был настолько велик, что голова чуть не отвалилась от туловища и держалась на каких-то сухожилиях, - нет, определенно, так зарезаться невозможно, так возможно только зарезать!

Но Эдуард Угулава, показывая мне по секрету фотографию, объяснил:

- Не верь тому, кто говорит "зарезали". Зарезался и сомнений нет. Смотри, если б зарезали, то не было бы этих многочисленных малых порезов, а что они значат: рука Ермака дрожала, и прежде чем зарезать себя, примеривался много раз, судорожно прикасаясь к горлу, оставляя многочисленные порезы. И - наконец! - чиркнул опасной бритвой настолько сильно, что чуть ли голова не отвалилась...

А Виктор Черничкин...Виктора Черничкина просто сняли со всех партийных должностей...Перевели инженером на завод - на нём он начинал свою работу инженером, и вскорости он - умер...
 

Но - вернёмся в залу - там на сцене Булат Окуджава и Аркадий Арканов...
 

Зал продолжал внимать песням Булата Окуджавы, зал продолжал хохотать, дивясь смелости Аркадия Арканова, изредка посматривая на первых два ряда...
Врать не буду, Булат больше не приезжал в Севастополь, а Аркадий-Аркан был. И не однажды, но за окном уже стояли другие времена. Не лучше этих и не хуже, но - другие...
 

Пишу сейчас эти строки в Израиле, а по всем каналам радио и телевидения звучат скорбные слова, - сто дней прошло со дня смерти Булата Окуджавы! - и звучат его песни.
 

А я вспоминаю Севастополь, Херсонес Таврический. А у самого уреза воды, на бревне "Великолепная тройка" как надписал на фото его автор фотокорреспондент Слава Горбачёв, сделавший много - много разнообразных снимков: Аркадий Арканов, Саша Ткаченко и автор этих строк, а на херсонесском редком песочке, почти у наших ног - лежит с волосатой впалой грудью Булат Окуджава, изредка подавая шутливые реплики и, жалуясь на больное сердце.

Все булатовские слова, сказанные на полном серьёзе, смешны и все они записаны в моём блокноте. Но приводить их не хочу - для меня ОН ещё не стал историей.
+++

О БУЛАТЕ ОКУДЖАВЕ - дополнительные сведения .

Один единственный раз вышел на сцену театра им . А. Луначарского в Севастополе Булат Шалвович Окуджава , - случился этот праздник души 21 октября 1984 года . А с ним вышли на сцену – Аркадий Арканов и Наталья Горленко .

Об этой встрече я написал более менее подробно ( читайте выше ! ) в документальном рассказе … В Севастополе ещё тогда не было своего городского телевидения , чтобы запечатлеть эту замечательную встречу а пригласить областное , не то что не догадались , но и не хотели , как я понимаю.

Почему я так думаю ? Прочитайте рассказ об этом и вам станет ясно … Не написал о Наталье Горленко , но только потому что напечатал свой рассказ по следам событий , а Булат в то время ушёл от своей жены Ольги к Наталье , вот и не хотелось « сыпать соль на раны» … Во всяком случае , Саша Ткаченко , который приехал вместе с Булатом Окуджавой и Аркадием Аркановым , советовал мне не касаться этой темы …

И я не касался , - этого нет в моём воспоминательном рассказе ! - но недавно Наталья Горленко сама об этом написала . И – опубликовала , а Интернет сделал их отношения доступными всем . Не публиковались и записки .

Булату Шалвовичу было направлено много записок , - в своём рассказе я упоминаю о них по памяти ! – но оказалось они сохранились до сих пор , да и аудиозаписи сохранились - об этом мне сообщил недавно руководитель Клуба авторской песни в Севастополе , Володя Губанов .
 

Вот они подлинные вопросы Булату Шалвовичу и ответы на них :
 

— Навеял ли вам Севастополь какие-нибудь мысли, идеи, которые со временем прозвучат в ваших песнях?
 

— Насчет того, прозвучат ли они — я не знаю, но некоторые мысли навеял. Потому что живу в замечательной гостинице, без воды (смех в зале)... Но я — человек приезжий, помоюсь в Москве (смех), а как же вы? (смех, аплодисменты)
 

— Мы знаем, что в огненном сорок втором вы, будучи восемнадцатилетним, ушли на фронт. Близится сорокалетие Победы. Как отразится эта дата на вашем творчестве?
 

— Я думаю, что самым лучшим подарком к этой большой дате будет произведение, которое в наибольшей степени выразит мои литературные способности. Но о чем оно будет — это не играет роли, потому что если все мы будем писать к этому дню только об одном — жить будет невозможно! Может быть, я напишу о розах... Но я постараюсь сделать хорошо! И это будет хороший подарок.
 

— Какие из ваших книг вам больше всего нравятся?
 

— Путь от рукописи до книги столь долог, что она успевает разонравиться. Мне не нравится ни одна из моих книг. Я считало, что лучшая моя книга еще не написана. Я ее буду стараться написать.
 

— Как вы относитесь к Валентину Пикулю?
 

— Я считаю, что существует большая мировая литература. Кроме того, существует литература вторичная, побочная, иллюстративная. Вот я думаю, что Пикуль относится именно к этой категории. Его можно читать, иногда даже с увлечением, но это не большая литература. Потому что, большая литература — это когда перед художником стоит единственная задача — имеющимися в распоряжении средствами рассказать о себе, выразить себя, поделиться своими впечатлениями об окружающем мире. Так писал Пушкин, так писали Толстой, Достоевский, Тургенев, Чехов — все великие наши писатели. К этому должен стремиться каждый... А бывает такая литература… иллюстративного характера... «Вот знаю историю. Сейчас я ее в реалистической форме проиллюстрирую для читателя…». Это тоже, наверное, интересно, люди узнают много любопытного. Но эта литература не делает нашу душу выше, возвышеннее, прекраснее!..
(аплодисменты)
 

— Почему так популярен Высоцкий?
 

— Ну, прежде всего потому, что это человек очень большого таланта, очень яркое явление в нашей отечественной культуре и, кроме того, потому, видимо, что его творчество соответствовало настроениям, потребностям его слушателей, читателей.
 

— Откуда неудовлетворенность у многих творческих личностей?
 

— Я думаю, что неудовлетворенность — это естественное состояние человека, вообще любого, не только творческого.

Любого, потому, что действительность никогда не бывает идеально совершенной. И наличие всех несовершенств приводит к тому, что человек и чувствует себя неудовлетворенным. И писатель — тоже.

Я думаю, что чувствовать себя полностью удовлетворенным может только круглый идиот.
 

— Скажите, пожалуйста, как вы понимаете свободу творчества?
 

— Ну, если говорить о свободе творчества, то она, как и все, не может быть идеальной. Я думаю, что это — свобода личности от конъюнктурных соображений, прежде всего. Потому, что только время определяет, что есть хорошо и что — плохо. Я вспоминаю сейчас, как очень давно, в пятьдесят девятом году меня пригласили в одну инстанцию и потребовали, чтобы я не пел одну из своих ранних песен «О Леньке Королеве». «Почему?» — спросил я.

«Да потому что вы не правильно ориентируете молодежь». «Чем же?».

«Ну, вот у вас там есть строчка «он не вернулся и некому оплакать его жизнь». Как, то есть, некому?! А ведь страна осталась, народ — понимаете?». Ну, я после этого разговора упрямо продолжал с этой песней выступать... Прошло года три, и я написал «Песню о дураках».

Ну, у меня опять там было свидание... Мне сказали: «Слушайте! Ну, есть же у вас замечательная песня «О Леньке Королеве»! Зачем вам о дураках петь?»... (Смех) Я понял, что время — самый лучший, главный судья. Он оставляет лучшие вещи, отбрасывает слабые вещи. Поэтому нам не стоит самим суетиться.
 

— О вас говорят, как о создателе фольклора городской интеллигенции. Как вы сами относитесь к этому определению?
 

— Ну, это дело литературоведов. Меня это мало интересует.
 

— Булат Шалвович, кого вы считаете своими литературными учителями?
 

— В прозе — Гофман, Пушкин, Толстой, Набоков. В поэзии — Пушкин, Пастернак.
 

— Какие качества кажутся вам главными в человеке?
 

— Много качеств очень важных, но самым главным я считаю — это строить свое благополучие не за счет благополучия других ...

У писателей, я думаю, то же самое...
 

- Не изменяется ли этот критерий с возрастом у вас?
 

- Нет, не меняется …

 

 

18.221.85.33

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
2 472
Нина
#
Мои любимые города юности - Одесса и Севастополь. Интересная информация. Спасибо.
Dod
лично#
Мне понравилось. Интересно.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи