Три трагических дня

23 октября 2008, 13:44

Шесть лет назад, 23 октября произошло событие, которое потрясло весь мир – захват террористами театрального центра «Дубровка». Вспомним, как это было. 

 

Хроника событий

В 10 часов вечера стало известно, что здание театра захватил отряд чеченских боевиков во главе с Мовсаром Бараевым, среди террористов есть женщины, все они обвешаны взрывчаткой. В заложниках оказались 912 человек - зрителей и артистов, пятеро из которых были расстреляны террористами.

      

24 октября в четверть первого ночи была предпринята первая попытка установить контакт с террористами: в здание центра прошел депутат Госдумы от Чечни Асламбек Аслаханов. В половине первого ночи в здании раздалось несколько выстрелов. Заложники, которым удалось связаться по мобильным телефонам с телекомпаниями, просят не начинать штурм: "Эти люди говорят, что за каждого убитого или раненого своего будут убивать по 10 заложников". Утром после попыток спецслужб установить связь с боевиками в центр прошли депутат Госдумы Иосиф Кобзон, британский журналист Марк Франкетти и два врача Красного Креста. Вскоре они вывели из здания женщину и троих детей. В 19 часов катарский телеканал "Аль-Джазира" показал обращение боевиков Мовсара Бараева, записанное за несколько дней до захвата ДК: террористы объявляют себя смертниками и требуют вывода российских войск из Чечни. С семи вечера до полуночи продолжались безуспешные попытки уговорить боевиков принять питание и воду для заложников.

25 октября в час ночи террористы пропустили в здание руководителя отделения неотложной хирургии и травмы Центра медицины катастроф Леонида Рошаля. Он принес заложникам медикаменты и оказал им первую медицинскую помощь. Утром у оцепления рядом с ДК возник стихийный митинг. Родственники и близкие заложников требовали выполнить все требования террористов.

В 15 часов в Кремле президент РФ Владимир Путин провел совещание с главами МВД и ФСБ. По итогам встречи директор ФСБ Николай Патрушев заявил, что власти готовы сохранить террористам жизнь, если они освободят всех заложников. С 20 до 21 часа попытку установить контакт с боевиками предприняли глава Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков, экс-президент Ингушетии Руслан Аушев, депутат Госдумы Асламбек Аслаханов и певица Алла Пугачева.

26 октября в пять часов 30 минут у здания ДК раздаются три взрыва и несколько автоматных очередей. Около шести часов спецназ начал штурм, во время которого был применен нервно-паралитический газ. В половине седьмого утра официальный представитель ФСБ сообщил, что Театральный центр находится под контролем спецслужб, Мовсар Бараев и большая часть террористов уничтожены. В это же время к зданию ДК по команде подъехали десятки машин МЧС и "скорой помощи", а также автобусы. Спасатели и врачи выводят заложников из здания, их развозят в больницы. В семь часов 25 минут помощник президента РФ Сергей Ястржембский официально заявил, что операция по освобождению заложников завершена. Число обезвреженных террористов только в здании Театрального центра на Дубровке составило 50 человек - 18 женщин и 32 мужчины. Трое террористов задержаны.

7 ноября 2002 года прокуратура Москвы опубликовала список граждан, погибших в результате действий террористов, захвативших театральный центр на Дубровке. Этот скорбный список включал 128 человек: 120 россиян и 8 граждан из стран ближнего и дальнего зарубежья. Пятеро заложников в результате действий боевиков получили огнестрельные ранения. Четверых погибших заложников длительное время не могли опознать, и их имена не включались в списки органов здравоохранения.
На Дубровке погибли 10 детей школьного возраста, а 60 потеряли одного или двух родителей. Среди детей до 14 лет родителей потеряли 48 человек, 38 из них - москвичи. Трое детей в результате теракта остались круглыми сиротами.

Глазами очевидцев

Начало

Татьяна Кучерявенко: «Нам было очень смешно, был очень хороший спектакль. Нам было весело. На сцене танцевали летчики. И прибежал человек в камуфляже современном. Говорили, что будет что-то новенькое, и мы подумали, что это что-то новенькое».

Галина Ветлицкая: «Был момент, когда пошли аплодисменты, и тогда террорист, или их уже двое появилось на сцене, они тогда дали автоматную очередь в потолок, и закричали, что это захват, что вы - заложники».
Марат Абдрахимов: «Очень спокойно шли на контакт и отвечали на все вопросы. Когда мы говорили «Почему мы?», они говорят: «А почему мы? Почему наши дети? Почему мы должны их хоронить там? А здесь вы вот по театрам ходите, у вас счастливая, довольная жизнь».

Елена Барановская: «Я туда упала, под эти кресла, я накрыла собой сына. Я когда поднималась, думаю, Боже мой, вот мирное время, Москва, театр и я ползаю тут на коленях в этом во всем дерьме. Перед этими людьми в масках я должна так унижаться». 

Финал

Галина Ветлицкая: «В какое-то время пустили газ. Мы это увидели, как бы начал зал заполняться какой-то пеленой. Террористы, они начали бегать, шум поднялся. Что-то происходит. И очень многие из них побежали из зала. Там началась, я слышала, как стрельба началась, возня какая-то, грохот, громкие голоса. А потом все как-то постепенно стало стихать вокруг. А потом начала нарастать тишина, просто жуткая тишина, и в этой тишине со всех сторон до меня стал доноситься храп».

Марат Абдрахимов: «Меня вывели сначала в холл. Везде были разбиты окна, было очень холодно. Пол был каменный, бетонный такой. И вот тогда я увидел жуткую картину: абсолютно синюшные люди, которые лежали на этом голом полу. Лежали, естественно, все на спине. И меня выводили просто по маленькой какой-то тропке, которая осталась. Везде были, все уложено было этими людьми».

 

По материалам Интернет-сайтов.

18.216.53.143

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
2 872
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи