Александр Муцкий: «Художник должен не красить кистью, а рисовать душой»

12 сентября 2009, 12:19

«Халтура мне претит, скороспелая живопись — не мой стиль» — так сформулировал свое творческое кредо известный одинцовский художник, председатель народного коллектива «Этюд» Александр Муцкий. Недавно он отпраздновал свой 60-ти летний юбилей, а в одинцовском Краеведческом музее открылась персональная выставка картин Александра Ивановича.

 

Творческие истоки

— Начал рисовать с 3-го класса, копировал иллюстрации к книгам, пользовался акварелью, — рассказывает художник. — В школе занимался оформлением классов, стенгазет, даже освобождали от второстепенных уроков. Параллельно увлекался фотографией, был у меня такой знаменитый фотоаппарат ФЭТ-2, работал школьным внештатным фотокорреспондентом. По окончании школы директор пожелал мне стать профессиональным фотографом — немного не угадал. Все-таки победила живопись. В юности, уже став известным рисовальщиком в своем ближайшем окружении, делал копии с газетных фотографий в цвете, например, портреты Гагарина и Терешковой — космонавты пользовались в то время неслыханной популярностью, и мои копии тоже. Местные бабушки заказывали мне иконы. С 18-ти лет появились первые собственные картины. Был художником-оформителем до армии, в армии и после нее. В 1979 году закончил Заочный Народный Университет искусств (ЗНУИ).

— Вы родились в Краснодарском крае. Это очень живописный край, богатый своими художественными традициями. Где именно прошло ваше детство? Как оказались в наших местах?

— Я родился в станице Староминская. В 20 лет на танцах познакомился с симпатичной 19-летней девушкой — это была любовь с первого взгляда. Она стала моей женой, с которой мы вместе уже 40 лет. В 1980 году переехали в Ейск, а в декабре 1982 года в Подмосковье — Горки-10. В санаторий «Поляны» ЦК КПСС шел набор по разным специальностям с предоставлением жилья (об этом нам сообщил муж сестры моей супруги, он военный и здесь служил). Моя жена — дипломированный шеф-повар, она всегда нарасхват, да и мне применение нашлось. (Смеется.)

— Были ли в вашем роду художники?

— Художников не было, а вот музыканты водились. Мои дядья играли на балалайке, мандолине, талантливые самоучки. Играли ансамблем, выступали по станицам. Я сам научился играть на балалайке, немного на гармонике, а вот гитара не поддалась.

— Посещаете ли вы свою родину? Есть ли у вас «кубанские» пейзажи?

— Периодически бываю на родине, не забываю свои корни. У меня есть целый цикл «Малая Родина». Станица Староминская — самая большая по площади и населению в Краснодарском крае. Здесь прошла моя персональная выставка в краеведческом музее на 55-летний юбилей, обо мне рассказали местное ТВ, радио и газеты, вручили поздравительный адрес. Было очень приятно.

«Осенняя тишь»

 

— Часто начинающие художники, вырабатывая свой неповторимый стиль, начинают с подражания мастерам. Кто был вашим кумиром в живописи? Изменились ли ваши предпочтения со временем?

— Начал работать маслом в 19-20 лет. Первые мои масляные краски — это набор из 12-ти тюбиков, который тогда продавали в канцелярских магазинах. В книжных магазинах покупал репродукции картин русских художников. Однажды увидел репродукцию Айвазовского «Девятый вал». Она меня поразила. Попросил у мамы простыню (холста не было), сколотил подрамник, натянул на него простыню, как барабан звенела. Вместо грунтовки — столярный клей, знаний особых не было по технике обработки холста, поэтому 5 раз все счищал и начинал заново, только на 5-й раз получилось. Мама не разрешила оставить готовую картину в доме, повесили на местной ферме в Красном уголке. Все, кто видел эту мою работу, удивлялись и желали мне стать художником. Интересна судьба у этой работы. В 90-х годах ферма развалилась, картину даже воровали, потом нашли, вернули. Я как-то приехал, смотрю, она на полу стоит, уже портится, взял ее домой. Теперь она хранится у меня. Когда серьезно занялся живописью, то подражать перестал. Нужно вырабатывать свой стиль и язык живописи.

 

Любимые жанры

— Почему вы избрали, как основные для своих картин, жанры «Пейзажа» и «Натюрморта»? — Во время учебы в ЗНУИ неплохо получались портреты, например, моей мамы, автопортрет. В армии друзей карандашом рисовал. Но мой педагог порекомендовал развивать тему «пейзажа» и «натюрморта». Он профессиональным взглядом поймал, что это у меня идет лучше всего, и не ошибся. Распыляться не нужно, иначе не раскроешь себя, не будет возможности для совершенствования.

«Натюрморт с клубникой», 1992

 

— Натюрморт — это чаще постановочный сюжет. Как вы выбираете сюжеты для пейзажей?

— По наитию. Нужно постоянно смотреть, анализировать. Я всегда наблюдаю: в автобусе, на даче, по дороге куда-либо. Идет не от случая к случаю, а постоянно творческий процесс, в голове мешанина красок — все это откладывается в подсознании. Может быть готовая природная композиция, можно что-то перекомпановать уже по ходу создания наброска или при доводке. Художник — это не фотограф. На природе, на натуре создается этюд — быстро схватывается сюжет, настроение, состояние, тон, цвет. Размер этюда может быть со спичечный коробок, открытку. Доводка происходит уже в мастерской, это может произойти и через 1-2 года. Сейчас у меня дома до 1000 заготовок.

 

Секреты мастерства

— Ваша художественная техника — холст и масло. Вы считаете, что именно эти средства наиболее точно могут передать ваше видение окружающего мира? Пробовали ли вы другие техники?

— Это наиболее гибкая техника, с большими возможностями. Можно исправлять неудавшееся. У каждой техники свои плюсы и минусы. Пастель нужно закреплять, под стекло помещать. Акварель — не гибкая, ничего нельзя исправить, к тому же выгорает. Масло стареет через 100 лет, но его долгожительство существеннее. Долговечность еще зависит от добротности подготовки холста, качества грунтовки. Халтура здесь мне претит, скороспелая живопись — не мой стиль. Художник должен серьезно относиться к каждому этапу создания картины, чтобы самому было приятно и комфортно.

«Окраина и п. Горки-Х осенью», 2007

 

— Среди художников самое заветное пожелание «чтобы палитра всегда была мокрой». Что значит это выражение?

— Экспериментировать, не застывать в своем движении вперед, все время пребывать в творческом поиске. Сам по себе цвет ничего не говорит, краски играют на фоне друг друга, подчеркивают друг друга, создают гармонию в своем сочетании. Самые употребляемые краски — белила, черная, красная, охра светлая. Полная палитра — 11-12 цветов, с их помощью можно решать неимоверное количество колористических задач. Сейчас можно купить и 40 разных красок, но это уже лишнее. Они, вроде как, облегчают задачу, но в радуге всего 7 основных цветов. И ты становишься полным хозяином палитры, создавая различные оттенки, добиваясь симфонии красок. Дело не в количестве красок, а в умении пользоваться их минимумом. Нужно пользоваться красками, а писать душой.

«Майский мотив»

 

Талант наставника

— Вы ведете большую общественную и педагогическую деятельность, прежде всего, в возглавляемом вами народном коллективе «Этюд». Как давно вы возглавили этот коллектив, кто может стать членом «Этюда», и много ли уже ваших учеников вышли в свободный творческий полет?

— Когда в 1982 году я переехал в Горки-10, то почти одновременно узнал о существовании «Этюда». Это был еше молодой коллектив, возглавлял его тогда Борис Артемович Щербин. Я стал председателем с 2004 года. Это коллектив сложившихся художников, творческое объединение мастеров. Мы общаемся, учимся друг у друга, делимся опытом, обсуждаем творческие планы, выезжаем вместе на природу, помогаем в организации выставок. Для нас это родной дом. Состав пополняется, но кто-то и уходит. К 30-летию «Этюда» мы выпустили каталог картин этюдовцев «Художники Одинцовского района». Начали за 1,5 года до события. Это была очень кропотливая и долгая работа на самофинансировании. Тираж 100 экземпляров. Раздарили все на юбилее гостям.

— Что касается педагогической деятельности, то с 2008 года меня пригласили в мой родной ЗНУИ преподавать технику этюдов на пленере. В группе 25 человек, люди самого разного возраста — от 20 лет до пенсионного. Учу их, как подходить к натуре, с чего начинать картину, последовательность действий. Планирую и в дальнейшем продолжать работу в ЗНУИ.

 

Имя в искусстве России

— Вы очень активно участвуете в различных выставках, печатаетесь в каталогах. Какая по счету для вас выставка в Одинцовском краеведческом музее? Какие выставки впереди?

— Мой послужной выставочный список перевалил за три десятка, работы публиковались в 10-ти каталогах, в том числе в каталоге «Имена в искусстве России», отпечатанном в 2007 году и распространявшемся за рубежом. В этом году исполняется 75 лет ЗНУИ, уже выпущен каталог, и осенью состоится выставка в Беляево, где я приму участие.

— В каких международных выставках вы принимали участие?

— Осенью 2008 года на Кузнецком мосту прошла Международная выставка, на которой картина «Потеплело» признана лучшей картиной года.

«Потеплело»

 

— Какая картина или картины вам наиболее дороги? Легко ли вы с ними расстаетесь?

— Каждая работа — частица души. Если они попадают в хорошие руки и доставляют кому-то радость и удовольствие, то я только «за». Мои картины есть в Министерстве культуры, в музеях, галереях, частных коллекциях России. Источники вдохновения

— Кто помогает и вдохновляет вас в вашем творчестве?

— Природа — самый лучший учитель, а дальше художник сам творит, смотрит, думает. На пленере неисчерпаемые возможности. Природа — бесконечный источник вдохновения, в нее как бы погружаешься, пропускаешь через свою душу, улавливаешь момент и настроение. Чувство должно преобладать над техникой, необходима изюминка, чтобы затронуть зрителя, тогда возникает с ним контакт.

— Вы являетесь членом нескольких художественных объединений. Накладывает ли это на вас какие-либо обязательства, помогает ли в вашей общественной деятельности и творчестве? Считаете ли вы свою творческую жизнь удавшейся?

— Как художник я состоялся именно здесь. Природа Звенигорода, Одинцовского района сформировала мои художественные вкусы. А общественная деятельность, поездки в Москву, посещение различных выставок, общение с другими художниками — все это дает дополнительный творческий заряд. Членство в различных объединениях — это еще и вехи профессионального роста, останавливаться нельзя. Совет мастеров: никогда не думайте, что вы все умеете и можете. Нужно расти, искать, думать, анализировать.

— Как вы отнеслись к словам члена правления МОСХ России Виктора Борисовича Демьянчука, сказанным им на открытии вашей персональной выставки в одинцовском Краеведческом музее: Александр Иванович достоин открытия персональной картинной галереи в Одинцово?

— На одинцовской земле много достойных художников, и если будет место, где они смогут разместить свои картины для всеобщего обозрения, то это будет приятно не только им самим. Это будет большим культурным событием в жизни всего города.

— И, в заключение, что пожелаете читателям «Одинцово-ИНФО»?

— Всех благ, удачи, хорошего настроения, не терять оптимизма, тогда все преодолеем. Чтобы все сбывалось — все задумки!

3.135.205.146

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
7 207
ГостьЯ
#
ОЧЕНЬ ПРИЯТНО, ЧТО НА НАШЕЙ ОДИНЦОВСКОЙ ЗЕМЛЕ ЖИВУТ ТАКИЕ ТАЛАНТЛИВЫЕ ЛЮДИ.
КЛУБНИЧКА - ПРОСТО ПАЛЬЧИКИ ОБЛИЖЕШЬ!
А ПЕЙЗАЖИ В ДОБРЫХ ТРАДИЦИЯХ СТАРЫХ МАСТЕРОВ!
Александр Муцкий
#
Мы из станицы Сароминской Краснодарского края. Живём на Винничине что на Украине.
Мой отец Муцкий Николай Иванович 1941г. рождения, отец которого пропал безвести в 1941г. Может вы братья? А я очень люблю рисовать.
Оксана
#
Уважаемый Александр.! Ищу художника. Нужно нарисрвать плакат. Можете ли вы мне помочь? С Уважением, Оксана.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи