Неизвестный одинцовский художник Гознака

09 января 2010, 19:19

Многие из нас, живших в двадцатом веке, пережили не одну денежную реформу и повидали немало самых разных денежных купюр. Но не все знают, что значительная часть рисунков на этих хрустящих бумажках принадлежит кисти одного художника — Ивана Ивановича Дубасова, в течение почти всей жизни прожившего в Одинцово. 

Иван Иванович Дубасов

«Миллиардер» из трущоб

Почти 50 лет Иван Дубасов трудился в Управлении производства Государственных знаков (Гознаке). Сперва он был художником-гравером, потом — компоновщиком рисунков, старшим художником. А с 1932 года и вплоть до ухода на пенсию в 1970-м Дубасов занимал должность главного художника. Его авторству принадлежит эскиз Герба Советского Союза, все эскизы и оригиналы советских денег начиная с конца двадцатых годов, а также эскизы денежных купюр ГДР, Монголии, Польши, Китая, Чехословакии, Албании. Дубасов — автор дизайнов многих медалей и орденов, а также более 150 сюжетов почтовых марок СССР.

А началась «денежная» эпопея Дубасова с почтовой марки. Летом 1922-го газета «Известия» опубликовала объявление о конкурсе на лучший эскиз почтовой марки, посвященной 5-летию образования РСФСР. Иван Дубасов узнал об этом совершенно случайно и решил попытать счастья. Из 222 проектов, поступивших на конкурс, его рисунок попал в десятку лучших и в итоге получил премию — один миллиард рублей! Так в советское время Дубасов стал «миллиардером». Юбилейная марка разошлась по стране многотысячным тиражом. А полученной «астрономической» суммы денег по тем временам было достаточно, чтобы купить себе костюм, ботинки, летнее пальто да крепдешиновую блузку для матери.

Иван Иванович ДубасовВ 1915 год наш герой окончил императорское Строгановское художественно-промышленное училище, получив диплом «ученого рисовальщика». Это звание давало ему право преподавать черчение, рисование и правописание в гимназиях. Но в годы Первой мировой войны людям было не до рисования, и Иван пошел в армию. Служил пешим разведчиком в полку, дислоцированном в Румынии. Там он заболел тифом и был демобилизован.

На родине, в поселке Одинцово, он включился в жизнь молодой республики Советов, был выбран председателем квартального комитета. И начал учить детей, став учителем рисования нескольких школ Кунцевской волости.

В 1919 году его призвали в Красную Армию. Там он расписывал полковое знамя, боевые лозунги и плакаты, писал стихи для красноармейской газеты.

В 1922 году талантливого рисовальщика пригласили на работу в Гознак. Тогда Ивану Дубасову было 25 лет. С того времени он навсегда связал свое творчество с Московской печатной фабрикой Гознака, выпускавшей государственные денежные знаки, ценные бумаги и почтовые марки. А первой рабочей пробой художника был эскиз крестьянина-сеятеля для трех червонцев (тридцатирублевой купюры) 1923 г. С этим заданием он справился блестяще.

В это же время он сотрудничал с журналами «Крестьянка», «Работница», «Красноармеец», «Лапоть», на страницах которых часто появлялись его рисунки.

 

На создание траурной марки Ленина — меньше суток!

Славу мастера почтовой миниатюры и непререкаемый авторитет в этой области Дубасов снискал после выпуска так называемой «ленинской траурной марки». В дни народной печали, в январе 1924 года по решению Советского правительства для увековечения памяти Владимира Ильича было решено выпустить серию марок. Создание оригиналов было поручено Дубасову.

Работа была чрезвычайно ответственная, а времени — в обрез (меньше одного дня)! Тогда Ленина знали не все, теперь же портрет Ильича должны будут увидеть трудящиеся Советского Союза и всего мира. Художник остановился на одной из фотографий Ленина, сделанной Петром Адольфовичем Оцупом 16 октября 1918 года в рабочем кабинете Ильича.

К утру следующего дня рисунок марки был готов. Серия состояла из 4-х достоинств в 3, 6, 12 и 20 копеек.

Уже 27 января конверты с первыми траурными марками спецкурьер Народного комиссариата почт и телеграфов вручил Крупской, Ульяновой, Калинину, Дзержинскому, Сталину, Чичерину и другим членам правительства и родственникам умершего вождя. Марка печаталась большим тиражом. В этот же день серия ленинских марок поступила в продажу в почтовые отделения, на железнодорожные станции и на Центральный телеграф. Над образом Владимира Ильича Дубасов работал и в последующие годы. Его лениниана состоит из 20 марок.

В 1937 г. Гознаку было поручено изготовление денежных знаков Государственного банка СССР. Их выпуск приурочили 20-летию Октябрьской революции. В концепции денежного дизайна многих стран распространенным методом является использование портретов государственных и других выдающихся деятелей для оформления дензнаков. Наглядным примером тому является «президентская серия» на долларах США. В СССР такой метод также пытались использовать. Так, среди эскизов государственных казначейских билетов 1925 г. применили оригиналы с портретами Халтурина, Калинина, Дзержинского и Ленина.

Отличительная особенность новых червонцев состояла в том, что на них впервые в практике советского денежного обращения помещался портрет Ленина.

Претерпел изменение и герб СССР, теперь пучки колосьев обвивали уже не шесть, а одиннадцать лент — по количеству союзных республик.

 

«Неправильный» красноармеец мог обернуться лагерным сроком

В 1938 г. в связи с расширением Союза и изменением герба СССР была произведена замена Государственных казначейских билетов образца 1934 г. на новые образцы. Автором трех номиналов казначейских билетов в один, три и пять рублей также стал Дубасов. Сохранив цветное оформление денежных билетов, он нашел новые изобразительные средства для лицевой стороны. Художник предложил использовать для оформления дензнаков фигуры шахтера, красноармейца и летчика. Нелегко далась Дубасову эта серия.

С рублем все обошлось благополучно. На этой купюре художник изобразил передового представителя рабочего класса стахановца — шахтера, поскольку эта профессия тогда была в числе самых почетных.

А вот «трехрублевку» решил украсить изображением красноармейца. В подготовленной миниатюре строгая приемочная комиссия умудрилась найти изъян. Приглядевшись к образцу, кто-то из проверяющих заметил, что пехотинец неправильно обмундирован: мол, ремень у него надет поверх лямок сумки с противогазом, а должно быть все наоборот!

Тогда, в 1937-м, подобный прокол вполне мог обернуться для художника лагерным сроком. Ивана Ивановича спасла его предусмотрительность: подготовив эскизы будущей купюры, Дубасов получил от экспертов Наркомата обороны в области военной экипировки справку, в которой говорилось, что внешний вид пехотинца на трехрублевке соответствует всем нормам устава.

Первая послевоенная денежная реформа была проведена в декабре 1947 г. Автором оригиналов казначейских билетов достоинством в 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей также был Дубасов.

Начало 60-х годов у коллектива Гознака связано с выполнением еще одного важного государственного задания. Правительство приняло решение об изменении с 1 января 1961 г. масштаба цен в 10 раз. В связи с этим было решено одновременно выпустить в обращение деньги нового образца. Это была последняя денежная реформа, в изготовлении оригиналов билетов которой принял участие Дубасов.

 

Оцененный по заслугам

В годы Великой Отечественной войны по его рисункам печатались марки с портретами Суворова, Матросова, Зои Космодемьянской, партизан и рядовых воинов Красной Армии.

Дубасов является автором многих знаков воинской и трудовой славы. Это он создавал медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, специальный знак отличия «Маршальская звезда», а также орден «Материнская слава» трёх степеней. В 1938 году были учреждены медали «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие», которые тоже были изготовлены по эскизам мастера. Дубасов создал эскизы медалей «За трудовое отличие» и «За трудовую доблесть», эскиз высшей награды СССР — Ордена Ленина.

Жизнь и деятельность этого мастера своего дела не остались незамеченными. За многолетний доблестный труд ему в 1959 г. было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР», в 1945 г. он был награжден орденом Ленина, в 1951 г. — орденом Трудового Красного Знамени, а также орденом «Знак почета», многими медалями и почетными грамотами.

Скончался Дубасов 15 марта 1988 года, похоронен на Акуловском кладбище Одинцово.

 

По материалам bonistikaweb.ru, Московский комсомолец

3.145.166.7

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
9 844
Гость
#
Всю жизнь ездил в Москву на работу. А тогда ведь и 339го еще не пустили.
А.Ф.
#
Интересный материал. Спасибо! Кстати, не исключено, что созданные Дубасовым миллиардами тиражируемые образы на купюрах стали один из слагаемых победы в войне. Вселяют оптимизм!
Шурик
#
Покажите этот материал редактору «Новых рубежей» Софье Ивановне, особенно сделав акцент кто автор. К чему это я? Боюсь ошибиться, но об этом легендарном художнике в «Рубежах» писали совсем другие люди. Если вы не решитесь потревожить Софью Ивановну, то как только сам попаду в «Рубежи» обязательно поинтересуюсь… Очень уж меня смущает авторство, ребята будте бдительны…
Приведите «первоисточник», можете выслать его на news@odintsovo.info. Вместе почитаем.
Шурик
#
Саш, ты еще молод и не надо становится в позу. Поверь, я в районе давно работаю и многих людей знаю, потому и даю бесплатный совет. А дальше уже ваше право… Только если вляпаетесь в дерьмо, не говорите, что вас не предупреждали…
Можешь с Янсом проконсультироваться.
Шурик: Саш, ты еще молод и не надо становится в позу
Да я че, я ниче И не собирался. Дружба!
Гость
#
Валентина Дубина к ответу…
Статья А. В. Алехова, 1999 год:
«В 1937 г. Гознаку поручено изготовление билетов Государственного банка СССР — червонцев нового образца. Выпуск их был приурочен к 20-летию Октябрьской революции. Отличительная особенность новых червонцев состояла в том, что на них впервые в практике денежного обращения помещался портрет В. И. Ленина. Претерпел изменения и герб СССР: теперь пучки колосьев обвивали уже не шесть, в одиннадцать лент — по количеству союзных республик.»
Другой фрагмент:
«В концепции денежного дизайна распространенным методом является использование для оформления денежных билетов портретов государственных и других выдающихся деятелей данной страны. Наглядным примером тому является «президентский сериал» в долларах США. В нашей стране такой метод также пытались использовать. Так, среди эскизов государственных казначейских билетов 1925 г. имеются оригиналы с портретами С. Халтурина, М. И. Калинина и В. И. Ленина. С 1937 г., начиная с оформления билетов Государственного банка (червонцев), включение в рисунки денежных билетов портрета В. И. Ленина становится общим правилом.»
Валентин Дубин:
«ВВ 1937 г. Гознаку было поручено изготовление денежных знаков Государственного банка СССР. Их выпуск приурочили 20-летию Октябрьской революции. В концепции денежного дизайна многих стран распространенным методом является использование портретов государственных и других выдающихся деятелей для оформления дензнаков. Наглядным примером тому является «президентская серия» на долларах США. В СССР такой метод также пытались использовать. Так, среди эскизов государственных казначейских билетов 1925 г. применили оригиналы с портретами Халтурина, Калинина, Дзержинского и Ленина.

Отличительная особенность новых червонцев состояла в том, что на них впервые в практике советского денежного обращения помещался портрет Ленина.
Претерпел изменение и герб СССР, теперь пучки колосьев обвивали уже не шесть, а одиннадцать лент — по количеству союзных республик.

И так далее. Статья — первоисточник — здесь:
http://www.bonistikawe…AN/na3-1999dubasov.htm

Вот так, методом «контрол с, контрол v» можно писать статьи о чём угодно. При этом нужна лишь небольшая перетасовка абзацев и предложений.

Валентину Дубину — позор. Видимо, первостатейный мошенник и плагиатор.
Гость
#
Компиляция из нескольких источников, вот статья из «МК» 2008 года:
http://www.bonistika.net/library.php?par=3&id=463
«Правда, с рублем все обошлось благополучно. В полном соответствии с полученным заданием Иван Иванович изобразил на этой купюре «передового представителя рабочего класса». В качестве такого представителя выбрали стахановца-шахтера, поскольку эта профессия тогда была в числе самых почетных. …
Однако даже в таком миниатюрном изображении строгая приемочная комиссия умудрилась найти изъян. Приглядевшись к образцам, кто-то из проверяльщиков вдруг заявил, что пехотинец неправильно обмундирован: мол, ремень у него надет поверх лямок сумки с противогазом, а должно быть все наоборот! Тогда, в 1937-м, подобный прокол вполне мог обернуться для художника лагерным сроком. Это же явная антисоветская пропаганда: растиражировать на советских деньгах солдата-разгильдяя, одетого не по форме!… Ивана Ивановича спасла его предусмотрительность: подготовив эскизы будущей купюры, Дубасов получил справку из Наркомата обороны от экспертов в области военной экипировки, где говорилось, что внешний вид пехотинца на трехрублевке соответствует всем нормам устава».
У Дубина:
С рублем все обошлось благополучно. На этой купюре художник изобразил передового представителя рабочего класса стахановца — шахтера, поскольку эта профессия тогда была в числе самых почетных.
А вот «трехрублевку» решил украсить изображением красноармейца. В подготовленной миниатюре строгая приемочная комиссия умудрилась найти изъян. Приглядевшись к образцу, кто-то из проверяющих заметил, что пехотинец неправильно обмундирован: мол, ремень у него надет поверх лямок сумки с противогазом, а должно быть все наоборот!
Тогда, в 1937-м, подобный прокол вполне мог обернуться для художника лагерным сроком. Ивана Ивановича спасла его предусмотрительность: подготовив эскизы будущей купюры, Дубасов получил от экспертов Наркомата обороны в области военной экипировки справку, в которой говорилось, что внешний вид пехотинца на трехрублевке соответствует всем нормам устава.

Какие поразительные совпадения!
Гость
#
Ай-я-яй! А вот статья некоей Марии Игнатовой в газете «На Ярославке», 2004 год, в которой тоже с успехом скомпилированы данные фрагменты:
http://www.mosoblpress…show.shtml?d_id=159143
Воровство среди журналистов процветает, цветёт и пахнет.
Гость
#
Та же Мария Игнатова продала статью еще и Правде. ру:
http://www.pravda.ru/e…00¾0192-rublegold-0/
Гость
#
Ещё один перепев сюжета, на этот раз некий «Спиридон Леснов» — наверняка псевдоним, для Труда: http://www.trud.ru/art…xudozhnik_goznaka.html
Шурик
#
Перепечатывать можно, если это действительно интересная информация, только указывать надо источник.
Есть еще один вариант. Вот на примере спорта, очень много уже взято интервью у хоккеиста Морозова, фигуристов Домниной и Шабалина, да и многих других наших знаменитостей. Конечно же я отслеживаю всю эту информацию по мере возможности и если вижу что-то любопытное, то беру на заметку и, когда встречаюсь с этими спортсменами прошу более подробно рассказать о выуженных фактах из того же Интернета. Вроде и не ты был первооткрывателем, но пообщавшись с носителем информации, можешь уже писать под своим именем или делать какие-то свои умозаключения.
А так тупо и глупо переть чужую инфу. Нет я не борец за нпавственность и чистоту рядов, просто есть в этом прямой прагматизм. Все это копирование легко вычесляется, ну и зачем этот геморой вам нужен… Я имею ввиду авторов таких статей. Наглядный пример чуть выше!
Гость
#
Гость: Валентину Дубину — позор. Видимо, первостатейный мошенник и плагиатор.
Первый раз про Дубасова развернутый материал я прочитал году в 1989-м в Комсомольсокй Правде.
Беспредметный спор, господа. Всё украдено еще до нас.

Надо же — три червонца были одной банкнотой. Фраза «три червонца-жопу на ночь» как-то связана?
Гость
#
Гость: Беспредметный спор, господа
Предмет возник сам собой, и это уже не художник Дубасов. Да, собственно, и не спор, а вскрывшийся факт. Любопытная темка — как на одном сюжете журналисты зарабатывают многократно. Беспардонно воруя друг у друга, продавая фактически одну и ту же статью разным изданиям.
Гость: Фраза «три червонца-жопу на ночь»
Странные у вас, батенька, фразы. Где вы такого наслушались? Как-то не доводилось ничего подобного встречать.
gv
лично#
[q=Шурик] Перепечатывать можно, если это действительно интересная информация, только указывать надо источник.

Конечно, Дубину надо было указать источники. Но как вообще с точки зрения права можно рассматривать описание разными авторами одних и тех же исторических событий? В любом случае, это будет смахивать на компиляцию.?… Ведь иногда другими словами и не опишешь.
И вот интересно, цветные фото вставил тоже Дубин?
Если нет, то, по идее, должен быть и автор фото указан. ИМХО, материал в сумме приобрел совсем другое лицо и имеет право на собственное авторство. Если не так, поправьте.

[q=А. Ф.] Интересный материал. Спасибо! Кстати, не исключено, что созданные Дубасовым миллиардами тиражируемые образы на купюрах стали один из слагаемых победы в войне. Вселяют оптимизм!

Гостю отдельное спасибо за упорный ночной труд!
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи