Некукольным взглядом

18 марта 2010, 22:51

Л+Ж+М (триптих)

 

 

1. "Л"

Волна пошла на абордаж

и стенькой выкинула за борт,

и налетел гагачий табор,

и чаек бросилась орда

 

меня выхватывать из волн,

клевать и вновь топить в пучине,

и ты не стал искать причины,

чтоб оправдать их произвол.

 

Твоих речей латунь и медь

не отпугнула стаек звонких,

ты, "полон дум" ушёл в сторонку

на волны с берега смотреть.

 

Когда сомкнулась надо мной

вода и смолкли шум и гомон,

ты снова птиц кормил с парома

вчерашней булкой покупной.

 

 

2. "Ж"

Смотри, как я вышила кукле тряпичной глаза

стеклянно-блестящими ярко-лазурными стразами,

и смотрит она, как, зависнув, глядит стрекоза,

такая же точно наивнораспахнутоглазая.

 

Возьми, поиграй, напридумывай ей имена,

права зачитай, одевай, а потом распоясывай,

держи при себе, представляя, что держишь меня,

рукой обхватив головёнку её златовласую.

 

Ты ей объясни, что к чему, и она, не моргнув,

тряпично сомнётся-прогнётся по кукольным правилам,

и стразы блеснут, вовлекаясь в любую игру,

а я эти "стразные" игры, похоже, оставила:

 

некукольным взглядом везде натыкаюсь на пат,

моргаю не к месту, не вовремя падаю в обморок,

не сплю до рассвета и жду золотой звездопад

в надежде, что взгляд мой засветится снова по-доброму.

 

 

3. "М"

Недостаток любви, как положено, возмещают

обещаньями, шалями, мыльными пузырями,

кружевными вуалями, дорогими вещами,

непрощаньем с разлюбленными козыряя.

 

Непрощеньем возлюбленных упиваясь ночами,

соловей, мол, не вовремя трепетное нащёлкал,

чур меня, мол, от этой, с печальными-то очами

и речами, текущими переливчатым шёлком.

 

Там – от господа (смилуйся), здесь от лесного беса,

и сама, как шишига, всё лесом-чертополохом,

ты же лох, а не бох, раз не чувствуешь ни бельмеса,

как без этакой чертополошной порою плохо.

 

Или чувствуешь? Видишь? Да только гоняешь тучи

то над лесом её, то над крышей моей, то выше,

что ж ты хочешь от нас, продолжая пытать и мучить?

Зарядить бы ружьё да и выстрела не услышать,

 

не увидеть, как в небо с испугу взметнутся стаи,

как, плеснув по воде, под корягу забьются рыбы,

и не знать, как две женщины жизнь без меня верстают,

уставая ворочать её ледяную глыбу.

 

 

Подоплёки (триптих)

 

1.

Страшна была Макошь, прядя судьбу

кому из шерсти, а кому льняную,

к её подолу чьи-то звёзды льнули,

и пряди вились у неё на лбу.

Иным пряла из шёлка, только нить

оборвалась на самом нежном месте,

и нам отныне биться с бездной бестий,

пока она – в поля любовь любить.

А бестиарий – мрачен и велик,

цветы и птицы выжжены на вёрсты,

их белый свет распластан и расхлёстан,

и перехожен сотнями калик.

Кликуши накликают потный страх,

юродивые мажут плотной сажей

чела, тела, клобуки и плюмажи.

Веретена наивноглазых прях

не вертятся. Макошь уже в лесах.

Не верится, что снова за пряденье

возьмётся, возвратившись в запределье,

где аннам не спастись от колеса,

где ангелы взбесились и грешат,

а мир искристых слов хрустит, расхристан, -

как лодка, не вписавшаяся в пристань,

моя Макошь была бы там смешна.

 

 

2.

Мы не дождёмся ни епитимий и ни анафем,

ни откровений и ни советов, что делать дальше:

и на ошибки, и на утраты – "пошло-всё-на-фиг",

мы даже правды не отличаем от лжи и фальши.

 

Линяя, блекнут ночные ласки, дневные речи

не убеждают, перцовка стала кислей фетяски,

не обжигает и, как и время, уже не лечит,

а мы упорно не отличаем лица от маски,

 

печаль от позы, слова от звуков, оскал от лика

и, замещая лукавым делом любовь распутством,

храним в комодах сухие шкурки былых реликвий,

переливая своё пространство в альков Прокруста,

 

и заменяем простую ясность на камнепады

туманных мыслей, пустых иллюзий, крикливых строчек,

мы даже той, что на дне стакана, уже не рады

и почитаем крестовой жертвой удел сорочий.

 

Когда, сыграв на чужие жизни, упрёмся в осень,

не разбавляя лишь только водку, а остальное

поделим на два и на четыре, на шесть и восемь,

крестовый пафос сухой осиной в груди заноет.

 

 

3.

Откуда мы едем,

во что мы ворвёмся

гудком паровозным?

Купейные леди

в колготках от OMSA

стройны, как берёзы,

 

мужчины им шёлково

смотрят на ноги

во снах крепдешинных.

Верстами отщёлкав,

дорогам дороги

мечты искрошили.

 

Путей перекрёстки,

бесед передряги,

гудков переклички,

зажатые в горстку

обрывки сермяги

признаний привычных.

 

Снега полустанков

и станций далёких –

за бежевой шторкой.

Меня – наизнанку

дорог подоплёки,

путей оговорки.

 

Куда мы спешим

и откуда нас гонит,

я точно не знаю,

ан анну души

под идущим вагоном

мне вновь разрезает.

 

 

Вслед ноябрю

 

И снова ноябрёвая пора

трёхцветной кошкой льнёт к моим ладоням,

и жёлтые глаза её бездонны,

как наше невозвратное "вчера".

 

Черней чернил вороны во дворе

расставили на клёнах многоточья,

и смотрят их насмешливые очи

на то, как, словно шапка на воре,

 

горит листва, слетевшая с дерев,

не гаснет под осенним снегом редким,

и с ней горят стихи одной поэтки,

которые читались нараспев…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54.208.238.160

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
2 124
Nina_Rotta
лично#
http://www.litsovet.ru…view?gallery_id=12307

ШЕФ: «Так вот у данного Автора практически все шероховатости в текстах мало того, что умышленны, но также и очень хорошо (качественно) «умышлены» (в смысле — продуманны). Видно, что Автору тесно в узких рамках, его прямо таки распирает. От чего? Да от силы… от силы таланта, души, от силы творческой и лингвистической (словотворческой) в конце то концов. А, как известно, только избыток силы свидетельствует о несомненном её наличии. Когда что-то вымучено, то даже если это и красиво, достойноуважения и проч., но всё же это видно. И порой вызывает сожаление… Здесь я даже и намёка на это не заметил — мощь! Без конца и края…»
Nina_Rotta
лично#
http://www.litsovet.ru…view?recense_id=18560

Рецензия Натальи Малининой

«Абордажное» Елены Кабардиной или НАНОТЕХНОЛОГИЯ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
(о стеньковщине, Медном Всаднике, высоком предательстве, роли аллюзии и детали в стихотворении Е. Кабардиной)

«О, вопль женщин всех времен: «Мой милый, что тебе я сделала?!» (М. Ц.)

АБОРДАЖНОЕ

Волна пошла на абордаж
и стенькой выбросила за борт,
— и налетел гагачий табор,
и чаек бросилась орда
меня выхватывать из волн
и, расклевав, топить в пучине,
и ты не стал искать причины,
Чтоб оправдать их произвол.
Твоих речей латунь и медь
не отпугнула «стаек звонких»,
ты, «полон дум», ушёл в сторонку
на волны с берега смотреть.
Вода сомкнулась надо мной
а вскоре смолкли шум и гомон, -
ты снова птиц кормил с парома
вчерашней булкой покупной…

Долго не решалась приступисть к рецензии на это произведение, ибо, несмотря на флёр эзотерики-(подзаголовок «сон»), стихотворение имеет недвусмысленный сюжет с четким, неразмазанным мистической многозначностью (и, оттого, жутко ощущаемым всеми шестью моими чувствами),- абрисом смысла. Любовь напоказ; любовь, как исполнение обряда; обязанности; любовь, выхолощенная до равнодушия! И как итог- до красивого предательства, лукавого, музыкально-колокольного для тех, кто НЕ ПОНИМАЕТ- предательства. Я перечитывала это стихотворение много-много-раз, и каждый раз мне становилось жутко, и руки отказывались от пера, а перо от бумаги, если перефразировать классика.
Мне жутко было писать о таком равнодушии и о таком красивом (!), высоком даже, пре дательстве.
Тема «прекрасного предательства» пронзает уже с первых строк реминесценцией к известной поэме о Медном Всаднике и к не менее известной легенде о Стеньке Разине. Эти герои ТАК КРАСИВО ПРЕДАВАЛИ, что народ и по сю пору притягивает эта красота. За каждым застольем каждый представитель мужеска роду, отдаваясь силе влечения к этому виду предательства, видит себя Стенькой.
Каждая подвыпившая дама, подстраиваясь под нескладный хор, воображает себя красавицей-княжной, которую так романтично бросают в набежавшую волну!
ПОДЛО, но прекрасно-то как, а? Поступок! Сгубил- а уввважжжать зато как стали, а? За счёт женщины погубленной- уввважают, блллин!

Не узнаете? Ситуёвину? А вот она же: Герой Михалкова в «Жестоком романсе»(в пьсе Островского он несколько другой)- тоже красиво… Во многих мужчинах эволюцией так и не изведён первобытный охотник: догнать -поторжествовать- бросить «в набежавшую волну».
Добиться любви красивой женщины- это престижно. Тот же Вронский в самом начале своего увлечения — гордился перед товарищами по полку своей связью с Анной. Умело или неумело (красиво или не очень) при этом губят — другой вопрос. Вронский погубил обыкновенно: когда Анна была уже за бортом, он прото продолжал «птиц кормить с парома», занимаясь своими делами.
Лики высокого или прекрасного предательства — очень непростая тема для лирики. Но у Лены- благодаря бланкетности, аллюзивности — отсылу к другим произведениям (О Стеньке Разине, о «Медном Всаднике» Пушкина)-поле восприятия расширяется, смысл произведения углубляется до марианских впадин. Я сваливаюсь в него и тону.
Ещё об аллюзиях и деталях, выводящих на бОльшую глубину замысла, чем кажется при поверхностном восприятии стиха.
Такие детали, как «латунь и медь» — отсылают и к колоколам и…к «Медным Всадникам», а такая скрытая цитата, как «полон дум» — делает эту отсылку неопровержимой. Так что, кроме Стеньки, здесь ещё один фигурант ВЫСОКОГО предательства присутствует -»Медный Всадник», а в качестве поля для осмысления- и вся поэма Пушкина со всем ужасом героя её перед пьедестально-медным истуканом…И тема наводнения и тема гибели героя Пушкина — всё это в ассоциативной связке со стихотворением. Сколько высоких предательств совершено этим героем (от непонимания собственногго сына до женских линий его судьбы и далее в историю…) Здесь же уже из поэмы -вытекает и тема помешательства. Сумасшествие от отчаяния по поводу недосягаемости для понимания «Латунно-м е д н ы м и» — живых и трепетных.
Где-то видела замету: дескать зачем нужна деталь «покупная булка» — мол, эпитет неудачен. Какая ещё, мол, может быть булка- не самопечная ведь?
Но мне эта деталь кажется ОЧЕНЬ важной.
Если бы не она, не пронзило бы так меня это стихотворение (сон и есть сон, мало ли что нам приснится…)
Только вот эта подробность — ВЧЕРАШНЯЯ ПОКУПНАЯ БУЛКА — она более чем недвусмысленно относит ситуацию к СЕГОДНЯШНЕМУ ДНЮ. Не даёт успокоить себя тем, что это ТОЛЬКО СОН — раз, и что дела давно минувших дней — два…
Фигушки!
Булка заставляет проглотить этот смысл как «актуальнейший», свежеиспеченный». И поперхнуться.
Не знаю, стоило ли, но, раз взялась — пиши всё.
Пишу: это уже дам покоробит. Признайтесь, кто выудил из Лениных волн такой лик предательства? У Лены даже звук- содержит смысл- шараду, не для всех очевидную, но тем и особенно мне лЮбую.
Слушайте:

«Волна пошла на АБОР (д/т) аж
и стенькой выбросила зАБОРТ»

Я НИЧЕГО НЕ ПРИДУМАЛА. Это ещё один сюжет. Это ещё один лик предательства. Известный, наверняка каждой женщине. Она берёт на себя грех душегубства, а герой,
«полон дум»,
ушёл в сторонку
на волны с берега смотреть».

И, наконец, третья аллюзия «твоих РЕЧЕЙ ЛАТУНЬ И МЕДЬ». Латунь: мягкий, легко меняющий форму сплав. А не напоминает ли Вам, Читатель это качество и это слово ещё одного красиво предающего героя? А мне напоминает: критик ЛАТУНСКИЙ — главный, хотя и косвенный убийца булгаковского Мастера. А мотивы -тоже были благородно-латунно-медные- Партия велела, «и… он не стал искать причины»…Появилась предательская по отношению к Мастеру статья.
Этих аллюзивных линий в стихах Лены — считать не пересчитать. Например, я нахожу ещё одну аллюзию — это аллегорический рассказ об отношениях Б. П И М. Ц.» Я клавишей стаю кормил с руки…» Но раскрывать её не стану…Оставлю в себе…
Таким образом, перед нами не бытовая зарисовка: это культурологический нанокристалл истории и осмысления такого рода «высоких предательств».
НАНОТЕХНОЛОГИЯ СТИХОСЛОЖЕНИЯ. Это, когда в бытовой зарисовке распахана такая пашня аллюзивных полей, что только от культуры читателя зависит сколько и каких цветов взойдёт на них в его восприятии, что останется в душе от этого букета. Только бытовая зарисовка сна или…магический кристалл, в котором играют и реминесцируют чувства, разум и культура тех, «кто прошёл здесь вчера». В сегодняшнем преломлении.

А величина кристалла-16 строчек…
Nina_Rotta
лично#
Вот авторская страница Елены Кабардиной:
http://www.odintsovo.i…-show=y#comment-249152
Nina_Rotta
лично#
http://www.litsovet.ru…or.page?author_id=3212
Авторская страница Елены Кабардиной на сайте Литсовет.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи