«Голая икона» его времени

02 ноября 2005, 18:25


Летом 1932-1933 годов в Немчиновке жил всемирно известный худож¬ник Казимир Северинович Малевич, автор знаменитого «Черного квадрата». После его смерти, в 1936 году, (70 лет назад) его прах был предан земле в поле между Немчиновкой и Раз¬дорами. На этом месте поклонниками таланта художника был установлен па¬мятный знак, который впоследствии был разрушен и восстановлен в 1988 году в виде четырехгранного куба, на одной из сторон которого изображен тот самый «Черный квадрат». Что хотел сказать художник этим произ¬ведением?..
Еще в 1927 году искусствоведы отмечали: «О Малевиче у нас не пишут. Вероятно потому, что наши присяжные искусствоведы никак не решат, что выражает его черный квадрат на белом фоне — разложение буржуазии или, на¬оборот, восхождение молодого класса проле¬тариата?! Так, товарищи, нельзя. Новые виды художественного труда требуют к себе иного, производственного подхода в критике» (Алек¬сей Ган).
Квадрат — предельно свернутая сущность, фор¬ма множественности, первоэлемент его супре¬матического строительства.
Начало XX века знаменует собой открытие первоэлементов в физике, химии, биологии и в других науках — наука выявляет ген, элект¬рон, расщепляет атом…
К.С. Малевич еще задолго до 1917 года при¬надлежал к самому крайнему левому крылу аван¬гарда, выступал с теоретическими манифес¬тами, полемическими статьями. Летом 1913 года впервые, пока еще совсем интуитивно, выяв¬ляется его беспредметная живопись в работе над футуристической оперой «Победа над сол¬нцем». Со знаменитого «Черного квадрата на белом фоне» (1915 год) живопись Малевича раз¬вивается очень быстро и заходит за пределы художественной практики. «Я написал голую икону моего времени», — немногословно писал Ма¬левич в 1918 году в своем открытом письме к А. Бенуа.
Квадрат для него — иррациональный фено¬мен. Он радовался его всевозможным значе¬ниям, создавая тем самым почти священную обстановку культовой тайны вокруг черного квад¬рата.
15 мая, в очередную годовщину со дня кон¬чины знаменитого художника, почитатели его творчества соберутся в Немчиновке, у памят¬ного знака…
Умирая в Ленинграде (будучи прикованным к постели смертельной болезнью), Малевич, глядя в окно, с грустью задал одной из своих учениц риторический вопрос: «Увижу ли я еще мир суп¬рематическим?»
Похоже, что предсказание Малевича сбыва¬ется в наши дни: влияние его художественных экспериментов на формирование художественного стиля XX века вышло далеко за пределы живо¬писи и стало играть роль стилизирующего фак¬тора в развитии искусства — живописи, архи¬тектуры, дизайна… И их влияние и значение являются сегодня более неоспоримыми, чем когда-либо раньше.
…Когда-то Малевич написал на одной из своих книг, подаренной Д. Хармсу, посвящение: «Идите и остановите прогресс!» Речь идет здесь о тех¬ническом прогрессе. Как тут не вспомнить слова покойного академика Д.С. Лихачева о том, что XXI век должен стать веком гуманитарной куль¬туры, — технике должна быть определена чет¬ко служебная роль. Если этого не произой¬дет, если техника не займет «помогающее» че¬ловеку место, она начнет работать не на чело¬века, а как бы на самое себя. И тогда безу¬держный, неконтролируемый технический про¬гресс пожрет природные богатства, природу как таковую, а затем пожрет себя, смяв на своем пути и человечество. Это вернейший путь к самоубийству...
Виктор Цоффка

3.144.238.20

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
57
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи