Тайны глобальных катастроф

12 марта 2005, 17:20


…и произошли голоса и громы, и молнии, и землетрясение… …. и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю, и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела… и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море, и третья часть моря сделалась кровью…
(Апокалипсис)

В феврале наша страна отметила День российской науки. В канун этого праздника корреспонденты «Новых рубежей» побывали на Звенигородской научной станции Института физики атмосферы имени А.М.Обухова Российской академии наук. С нами любезно согласился встретиться и ответить на вопросы директор Института физики атмосферы академик Г.С. Голицын.
Физика атмосферы и океана, теория климата и его изменения, геофизическая гидродинамика – это далеко не весь перечень вопросов, которыми занимается академик Голицын и ученые института.
Закономерен вопрос наших читателей: «Почему именно физика атмосферы?» Как часто слушаете вы прогноз погоды на предстоящий день? Разве не замираете вы у экранов телевизоров, вглядываясь в очередной репортаж о волнах-убийцах цунами, разрушительных землетрясениях, наводнениях, снегопадах, там где их отродясь не было, или проливных дождях в засушливых регионах? Все новые и новые сюрпризы преподносит нам природа. Их-то как раз и пытаются объяснить ученые Института физики атмосферы. Тот, кто разбирается в климатической «кухне», может предсказать будущее, уберечь человечество от неразумной, агрессивной деятельности на планете под названием Земля.
Проблема глобального потепления настолько серьезна, что в 1997 году в Киото на встрече, посвященной глобальному изменению климата на земле, делегатами более 160-ти стран была принята конвенция, обязывающая тридцать восемь индустриально развитых стран сократить к 2008-2012 годам выбросы углекислого газа на пять процентов от уровня 1990 года.
— Георгий Сергеевич, за последнее столетие среднегодовая температура поднялась приблизительно на 0,6 градуса. Не отсюда ли сюрпризы, преподносимые природой?
— Основная причина кроется в глобальном потеплении климата, что в свою очередь тесно связано с так называемым парниковым эффектом. Значительная часть нынешних отклонений в климате связана с изменением состава земной атмосферы под влиянием хозяйственной деятельности человека. За последние 150 лет углекислого газа в атмосфере стало больше процентов на тридцать, количество метана выросло вдвое, закиси азота — на 15 процентов, возросло также содержание озона в тропосфере. Из-за роста пустынь больше стало пыли в воздухе. Появились кислотные дожди. Так что в ХХI веке наша планета гораздо менее пригодна для жизни, чем, скажем, в ХIХ. Отсюда — рост сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний.
Эти газы в атмосфере не просто накапливаются над Землей, меняя состав атмосферы, а активно влияют на поверхность планеты, пропуская солнечные лучи, но поглощая тепловое излучение от почвы и нижних слоев атмосферы и частично возвращая его обратно. Меняется баланс энергии, приходящей к планете, и в результате происходит не только повышение температуры, но и потепление климата в целом.
— Тем не менее наука еще не дает однозначного ответа на вопрос о причине повышения температуры на Земле. Расходятся мнения ученых и в прогнозе последствий потепления. Обсуждаются вопросы: если это потепление, то в чем его причина; идет ли глобальное потепление или короткий климатический цикл в рамках ледникового геологического периода; увеличение количества углекислого газа в атмосфере — это причина или следствие потепления?
— Хотите узнать, чем нам грозит глобальное потепление? Территории, пригодные для сельскохозяйственного производства, расширятся к северу. В тундре появятся леса, а болота на юге превратятся в пастбища. Вполне возможно, что будет круглогодичная навигация по Северному морскому пути. Однако в местах вечной мерзлоты со временем под строениями, нефтяными и газовыми трубопроводами почва «поплывет». В местах, где мерзлота близка к поверхности, могут возникнуть провалы. Воздушные массы будут слабее перемешиваться, поэтому в одних районах нашей страны станет аномально жарко, а в других — аномально холодно. В южных широтах России не исключены сильные засухи. У нас же в Подмосковье станет суше и жарче. Вполне возможными станут мощные снегопады и ливневые дожди, разрушительные наводнения.
К примеру, раньше в Арктике была температура в среднем минус 35 градусов, сегодня — минус 30. Разница вроде бы небольшая, но на переносе тепла сказывается. Хотя ураганов не стало меньше, господствующие с запада на восток ветры слабеют. А это значит, что увеличивается возможность меридионального проникновения воздушных масс: холодных — с севера и теплых — с юга. Европа будет задыхаться от жары, а европейскую часть России станут поливать бесконечные дожди. Кстати, жители Сибири практически забыли о сорока- и пятидесятиградусных морозах. Идет таяние вечной мерзлоты. А в Сибири все построено с расчетом на вечную мерзлоту — и дома, и дороги, и мосты. Всю эту инфраструктуру придется перестраивать.
— Расскажите об исследовательском проекте «Тройка». он ведь как-то связан с антироссийской кампанией зарубежных писак, вещавших об изношенности газпромовских трубопроводов, из которых в атмосферу уходит метан.
— Да, метан считается следующим по значимости парниковым газом после углекислого газа и попадает в атмосферу главным образом при добыче нефти и газа, а также при его транспортировке. В сугубо научных целях был подготовлен единственный в мире вагон-лаборатория, оснащенный измерительной аппаратурой. Нашим институтом совместно с немецким Институтом химии Макса Планка был организован масштабный исследовательский проект «Тройка». Мы провели измерения основных газопроводов и озонового цикла вдоль всей территории России. Наш путь пролегал от Москвы до Владивостока, Мурманска, Хабаровска, юга России. Эта работа была высоко оценена научным сообществом и имела огромный международный резонанс. Руководителю проекта профессору Николаю Филипповичу Еланскому было присвоено звание Героя окружающей среды.
— Георгий Сергеевич, вы являетесь одним из авторов концепции «ядерной зимы», то есть предсказателем того, что ждет человечество в случае ядерной катастрофы.
— В 1982 году я ознакомился со статьей в шведском журнале, где речь шла о последствиях гипотетического ядерного конфликта между США и СССР. Речь шла о пожарах, дыме, который распространится над планетой, уничтожении озонового слоя. К тому времени мы вместе с сотрудником нашего института Александром Гинзбургом разрабатывали модель пыльных бурь, которую вполне можно было применить и к ситуации, возникающей после ядерной катастрофы. Гинзбург вывел простейшие уравнения, которые описывают возникающий эффект. Картина «ядерной зимы» для меня уже была ясна. Атмосфера нагревается, а поверхность остывает. Резко меняется устойчивость атмосферы. Затем была проделана огромная работа по изучению поглощения различными дымами и пылью солнечной радиации и теплового излучения поверхности Земли и нижних слоев атмосферы. Для этого организовали под Звенигородом сжигание самых разных веществ. Это была масштабная и сложная экспериментальная работа. Кстати, когда во время войны в Персидском заливе начались нефтяные пожары, результаты американских ученых на месте подтвердили наши расчеты и выводы. Когда небо затянуто сплошной черной пеленой, температура на поверхности вместо обычных 40 градусов составляла всего 25. Это мы и предсказывали. В результате нам удалось установить четкую корреляцию плотности дыма и температуры поверхности.
— Иными словами при ядерной катастрофе на планете возникнут…
… массовые пожары, небо будет черное от дыма. Пепел и дым поглощают солнечное излучение. Атмосфера нагревается, а поверхность остывает, ведь солнечные лучи до нее не доходят. Уменьшаются все эффекты, связанные с испарениями. Прекращаются муссоны, которые несут влагу с океанов на континенты. Атмосфера становится сухой и холодной. Все живое погибает…
С 1982 года я входил в Международный комитет, который координирует работы по исследованию климата Земли. Среди двенадцати ученых разных стран, объединенных в группу при ООН, я представлял Советский Союз. В итоге нашей работы появился «Доклад по климатическим и другим последствиям крупномасштабного ядерного конфликта». В результате была принята специальная резолюция Генеральной ассамблеи ООН о катастрофических последствиях ядерной войны.
— Сегодня вам удалось привлечь внимание мировой общественности еще к одному феномену – Каспийскому морю.
— Не вдаваясь в подробности, скажу, что за последние семнадцать лет уровень самого загадочного моря планеты – Каспия — поднялся на 2,5 метра. Начиная с 30-х годов, уровень воды упал на три метра. Теперь процесс пошел в другую сторону. Изучая эту проблему с коллегами из других стран, мы пришли к выводу, что в следующем веке можно ожидать еще большего подъема воды. Что за этим последует, легко предположить. Еще один прогноз ученых – в будущем на Земле увеличится количество дождей. Причина простая – глобальное потепление, которое мы устраиваем своими же руками.
Записал Виктор РОГОВИК.

Трудно, да практически невозможно охватить в газетной статье все направления научной деятельности академика Георгия Сергеевича Голицына. К примеру, сегодня он занят проблемой землетрясений. Толчком послужили космические лучи. Конечно же, космические лучи, возникающие при взрыве сверхновой звезды, не приводят к землетрясениям на Земле. Просто энергия, которая начинает процесс, испускает лучи, а они, ускоряясь в Галактике, достигают Земли. Похожий процесс происходит и в земной коре. Взрыв сверхновой звезды порождает космические лучи, а мощные землетрясения возникают из-за накопления энергии в мантии Земли при движении литосферных плит. Георгий Сергеевич попытался найти то общее, что типично для столь, казалось бы, разных процессов и ответить на вопрос, почему крупные события, такие, как землетрясения, случаются в определенное время и в определенном месте. В дальнейшем оказалось, что его выводы объясняют и сильные ветры в атмосфере, и другие явления. Возвращаясь к тому, с чего началась наша беседа, в частности, к климату, хотелось бы завершить материал словами самого академика Голицына: «Моделирование климата Земли – просто гигантская задача, более трудоемкая, чем даже моделирование ядерного или водородного оружия». А шеститомная монография Института физики атмосферы «Природные опасности России» стала настольной книгой тех, кто непосредственно отвечает за нас с вами, за страну, за планету Земля.

3.135.207.129

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
39
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи