Полвека — в операционной

13 октября 2004, 17:22


«Вероятно, он знает какой-то секрет активного долголетия», — подумалось при первой встрече с главным хирургом 123-й медсанчасти Вениамином Вазгеновичем Степанянцем.
Сколько помнит себя Вениамин Вазгенович, он всегда знал, что будет врачом. С детства жил в окружении медицинской литературы, слышал споры и разговоры на медицинские темы. К его отцу, Вазгену Степановичу, одному из организаторов здравоохранения в Узбекистане, часто заходили товарищи по работе, и мальчик, как губка, впитывал специфические термины, разделял детским сердцем радости и неудачи взрослых.
После окончания школы сомнений не было — только в Ташкентский медицинский. Поступил в институт без проблем. Рано сформировавшийся профессиональный интерес позволял учиться легко и даже совмещать учебу с работой. На первых порах Вениамин устроился санитаром в операционное отделение клиники. Чуть позже на практике изучил анестезиологию. После пятого курса созрело решение стать военным хирургом. Военно-медицинская академия в Ленинграде в пятидесятые годы, как и теперь, славилась сильной научной школой. Тот год, когда Вениамин Вазгенович обучался под руководством выдающегося хирурга Петра Андреевича Куприянова, памятен ему до сих пор. Операции, которые проводил профессор Куприянов, способны были заменить учебник.
Приобретенный багаж профессиональных знаний стал надежной стартовой площадкой для Степанянца. Получив назначение в группу советских войск в Германии, он не настраивал себя на спокойную жизнь. Наоборот, стремился набраться побольше практического опыта. В 1953 году ему впервые пришлось оперировать пациентов с огнестрельными ранениями. Таков был печальный итог антиправительственных выступлений в послевоенной Восточной Германии. Не обошли стороной военного врача подобные события в Венгрии и Чехословакии. Но это было гораздо позднее. До этого Вениамин Вазгенович успел послужить в госпиталях в Средней Азии. Не достигнув тридцати лет, он уже возглавлял хирургические отделения. В затерянных, Богом забытых среднеазиатских городках молодой капитан медицинской службы постепенно становился специалистом широкого профиля. Каких только операций ни приходилось делать! Когда речь шла о спасении людей, раздумывать было некогда.
Его стали считать чуть ли не универсальным доктором. Но эта практика прервалась: он вновь попал на службу в Германию. Там он находился до 1971 года. По возвращении в Советский Союз Вениамин Вазгенович получил назначение на должность начальника хирургического отделения в Центральный военный госпиталь РВСН. Прекрасно оборудованный по тем временам, укомплектованный классными специалистами, госпиталь в Одинцове имел заслуженную известность. Близость к Москве давала возможность учиться у известных всему миру специалистов. Степанянц неоднократно проходил специализацию в крупных научных центрах. Так, в институте хирургии им. А.В. Вишневского и Новосибирском научном центре обучался тонкостям сердечно-сосудистой хирургии. Его учителями в разное время были такие светила медицины, как Вахид Вахидович Вахидов, Александр Александрович Вишневский. Большой профессиональный опыт он получил, работая с главным хирургом группы советских войск в Германии профессором Ильей Ивановичем Дерябиным, главным хирургом России Николаем Ивановичем Краковским. Переняв у них лучшее, Вениамин Вазгенович и сам был щедр на отдачу. В ракетном госпитале до сих пор работают хирурги, которые считают себя его учениками. В течение нескольких лет В.В. Степанянц преподавал на курсах усовершенствования военного медсостава, поэтому у него есть полное право говорить о своей школе и последователях его методик.
В 1978 году полковник медицинской службы В. В. Степанянц уволился из армии, и начался новый этап в его жизни — гражданский. Он целиком связан со 123-й медсанчастью. Вениамину Вазгеновичу сразу предложили руководить хирургическим отделением. В начале восьмидесятых годов врачебный коллектив только формировался. Постепенно из одного отделения выросло пять — общей хирургии, травматологии, гинекологии, урологии, гнойной хирургической инфекции. Последнее с недавних пор стало центром. Его возглавляет младший брат Степанянца — Лорен Вазгенович. Он и заведующий отделением общей хирургии Султан Абдуллаевич Султанов выросли под его началом в опытных специалистов.
За последние три года в медсанчасти произошли заметные перемены: обновляется оборудование, расширился спектр оперативных вмешательств. Успешно осваиваются новые разделы хирургии, в первую очередь — эндовидеохирургия, эндопротезирование. Шире используются новые пластические материалы. Если раньше 123-я медсанчасть обслуживала только работников ОАО «Трансинжстрой», то теперь дважды в неделю оказывает экстренную помощь жителям всего района. Значительную часть стационарных больных составляют пенсионеры города Одинцово.
Заслуженный врач России Вениамин Вазгенович Степанянц с большим оптимизмом смотрит в будущее. У него еще много планов, и большинство из них связаны с работой. В этом и есть главный секрет его активного долголетия. Степанянц не устал от работы. Он уходит в нее с головой, и на мысли о старости и усталости просто не остается времени.
Лариса Родионова.
Фото автора.
Вот он легкой, энергичной походкой шагает по коридору. Невысокий, подвижный, на ходу с улыбкой приветствует пациентов и коллег. И только глаза выдают скрытую озабоченность.
— Тяжелый больной?
— Да, в отделение реанимации поступил мужчина, которого бычок боднул в грудь. «Коррида» закончилась многочисленными травмами. Случай сложный…
— А разве в хирургии бывают простые?
• Вениамин Вазгенович на обходе у очередного больного (сидит крайний слева).
«Вероятно, он знает какой-то секрет активного долголетия», — подумалось при первой встрече с главным хирургом 123-й медсанчасти Вениамином Вазгеновичем Степанянцем.

3.145.171.58

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
779 (+1)
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи