Вместо уроков в Беслане — уроки Беслана…

22 сентября 2004, 17:16

Размышления о происшедшем
1 сентября 2004 года. Беслан. Северная Осетия.
До сих пор задаю себе вопрос, как могло случиться, что Праздник, посвященный началу нового учебного года, облеченный в разноцветье осенних букетов, белые блузки и рубашки, отутюженные костюмы, банты, воздушные шары, обернулся в Трагедию, одетую в крик, страх, кровь, взрывы, жажду, боль, смерть, скорбь. Впервые объектом террора стали невинные дети. Бандиты стреляли в наше будущее.
«Мне трудно представить, как это потерять родных и близких, придти на праздник и потерять того, кого любишь».
«Некоторые так и не увидели свой первый класс, свою первую школьную парту, свою учительницу», — недоумевают дети, мои ученики. Они с пытливостью и страхом смотрят мне в глаза и задают все тот же вопрос: «Почему?» И мы пробуем размышлять вместе.
Еще древнеримский оратор Цицерон, выступая перед своими согражданами, изрек, что «история — учительница жизни», а наш русский историк В. О. Ключевский уточнил: «История учит даже тех, кто у нее не учится, она их проучивает за невежество и пренебрежение».
Чему же учит трагедия под безликим названием террористический акт, произошедшая в Северной Осетии? Безликим потому, что у террориста нет лица, образа, он безобразный, даже наличие маски об этом свидетельствует.
Какие уроки мы можем извлечь из происшедшего? Думаю, что и исторические, и нравственные.
Урок первый. Они, бандиты, воюют против детей и женщин, которых любое государство призвано защищать. Неотъемлемой частью любого государства является армия. Армия в России находится в состоянии кризиса. Военкоматы уже прибегают к правоохранительным органам, чтобы призвать уклоняющихся от службы в Вооруженных силах РФ. И до тех пор, пока молодые люди будут уклоняться и прятаться от почетной и священной обязанности военного служения Отечеству, они, бандиты (и свои, и международные), будут убивать наших детей и женщин, их же сестер и матерей. Понятно поэтому, что укрепление Вооруженных сил РФ — первый и главный урок, извлеченный из событий в Беслане. Вспомним слова Александра III: «У России нет союзников кроме ее армии и флота».
Второй урок. «Россия слаба, а слабых бьют, — заявил президент в Обращении к россиянам. Поразмышляем, в чем эта слабость проявляется. На правоохранительные и государственные органы нет надежды как на гарантов нашей безопасности, они давно превратились в коррупционеров (и об этом президент сказал тоже).
Россия слаба и экономически. Но для тех, кто хоть сколько-нибудь знает российскую историю, у кого не вытравлена историческая память, очевидно, что преодолевать слабость России нужно не столько экономически, сколько духовно. В России никогда не было материального рая, рая добра и справедливости, в котором всем жилось одинаково хорошо, но она не была и империей зла. Она всегда была сильна своей духовностью и нравственностью.
Вспомним слова Н. М. Карамзина: «Россия сильна нравственными устоями… Государству для безопасности нужно не только физическое, но и нравственное могущество». И чтобы выполнить это, неплохо было бы вернуться к обязательному преподаванию в школах не Закона Божьего, которого так боятся недруги России, нет, но основ Православного вероучения, так как именно в детском возрасте закладывается духовно-нравственный фундамент. Ведь и А. В. Суворов, и Ф. Ф. Ушаков, и А. С. Пушкин и сотни других столпов Российского государства сформировала именно православная традиция.
Слабость РФ и в том, что Россия превратилась в осколочное, по сравнению с Российской империей и СССР, раздробленное, удельное государство, раздираемое межнациональными противоречиями. Такого никогда не было в России. В Российской империи не было дискриминации по национальному и расовому признаку. В повседневной жизни разграничение на «русского» и «нерусского» определялось не законами, а родным языком, культурными запросами, духовно-нравственными представлениями. Уже в 19 веке Российская империя включала сотни племен и народов, каждый из которых сохранял свою культуру, традиции и обычаи. За несколько веков существования Российской империи ни один из народов, ее населявших, не потерял свою самобытность. Отойдя сегодня от этой традиции, мы стали отброшенными на семь столетий назад, к 13 веку, когда Русь была раздроблена накануне татаро-монгольского нашествия. Оно-то и явилось наказанием за братоубийственные войны, которые вели русские князья между собой, заботясь о своем обогащении и усилении удельной власти в ущерб единству государства. Сейчас похожая ситуация. Пора извлечь и этот урок: в единстве — сила. Как только Русь объединяется, ее враги бывают просто сметены.
Третий урок. «Россия не защищена ни с Запада, ни с Востока», — констатировал президент все в том же обращении к народу. Наверное, это так, если об этом говорит президент, он лучше знает состояние границ России. И мы знаем и на уроках истории часто говорим о том, что огромная территория России, ее протяженность с севера на юг и с запада на восток на тысячи километров невыгодны в стратегическом смысле. Россия уязвима со всех сторон. Но предки-то наши справлялись. А мы что же? Когда и Сам Господь, и Матерь Божия нам помогают. Вспомним события, происшедшие летом нынешнего года, тогда еще не осознаваемые вполне, но в свете Бесланских событий промыслительные и понятые окончательно. Возвращены Тихвинская икона Божией Матери, которая встала на защиту северо-западных рубежей России, и Казанская икона Божией Матери, которая встала на защиту волжских рубежей; перенесена в Порт-Артур (Китай) Порт-Артурская икона Божией Матери и освящен памятник святителю Николаю чудотворцу в г. Анадыре на скале на берегу Тихого океана.
Божия Матерь Порт-Артурская и Святитель Николай встали на защиту восточных рубежей России. Вот и получается, что сама Царица небесная и Святитель Николай невидимым образом встали на защиту ослабленной ныне, но некогда могучей нашей державы. А наша задача встать на ее защиту видимым образом. Силы и желание у нас, оказывается, для этого есть. Это показало единство всех народов России в ходе траурных митингов по всей стране в поддержку Беслана и против террора.
Четвертый урок. Вероятно, нити чудовищного преступления тянутся из Лондона, где находится мозговой центр подготовки международных террористов. А вот заказчиками террористического акта в Беслане выступают чеченские главари банд-формирований Басаев и Масхадов. Ничего не имея против чеченского народа-труженика, вспомним историческо-генетические корни чеченцев-бандитов из совсем недавнего прошлого: истории 19 века, Кавказской войны 1817-1864.
На Кавказе в начале 19 века еще существовало рабство. Совершались набеги друг на друга и казачьи станицы. Рабов использовали в хозяйстве, но нередко наживались и на их продаже. В 1817 году началась Кавказская война. Война против неверных была объявлена русскому государству и русскому царю, который естественным образом встал тогда на защиту граничащих с Чечней казачьих станиц, постоянно испытывающих бандитские нападения, грабежи, кражи людей и продажу их в рабство. Огромную роль в защите российского населения в этом регионе сыграл герой войны 1812 года генерал Ермолов. Война на Кавказе длилась долго, 47 лет, до 1864 года, и закончилась присоединением к России Чечни и Дагестана. Не будем рассматривать ход военных действий, это не входит в нашу задачу, извлечем только уроки. Так же, как и сейчас, воевать с отрядами Шамиля, последнего имама Чечни, было сложно: горы скрывали бандитов и обеспечивали внезапность нападения. Шамилю помогали Англия и Франция. И только благодаря мерам российского правительства Александра II и последнего наместника на Кавказе князя Барятинского удалось прекратить столь долгую и кровопролитную войну: были блокированы выходы в Черное море, через которые Англия и Франция поставляли оружие Шамилю, а князь Барятинский получил большую поддержку артиллерией. А ведь и сейчас ситуация крайне похожа на ту, что была в 19 веке…
Когда русские взяли высокогорное село Ведено, младший сын Шамиля был ранен, средний убит. Начались переговоры. В залог мира российское правительство потребовало у Шамиля старшего сына. Впоследствии он закончил Пажеский корпус в Петербурге и,став офицером, служил до конца своих дней России. В результате мудрой и продуманной политики на Кавказе наступила развязка. Нукеры (воины) стали покидать Шамиля. С четырехстами воинами он укрылся в ауле Гуниб. После битвы принял решение сдаться. Это произошло в 1859 году. Но борьба отдельных отрядов продолжалась до 1864 года. Александр II поступил мудро, предоставив Шамилю и его детям права российского дворянства. Один из сыновей Шамиля стал даже казанским губернатором. Александр II и Шамиль встретились в Харькове. При встрече Шамиль произнес исторические слова: «Если бы я знал, какое у вас богатое государство и сильная власть, я никогда бы не воевал с вами и другим завещаю не воевать с Россией».
Беда случилась в Северной Осетии. Пострадали осетинские дети, осетинский народ, который славится необыкновенной храбростью до самопожертвования и единением друг с другом. В 1941-1945 годах они так отчаянно сражались на фронтах Великой Отечественной войны, абсолютно не щадя своих жизней, что Сталин, как верховный Главнокомандующий, был вынужден для сохранения ядра нации приостановить призыв осетинов в армию.
И когда в Осетии случилась трагедия, вся Россия поднялась. Выходить из беды принято всем вместе, соборно, — и это еще один урок. Помогают все, кто чем может. Сердце и душа русского народа в эти дни были в Северной Осетии, в Беслане. Значит, Россия жива, значит она еще сильна, хотя, наверное, это и про нас сказано: «Люди больше походят на свое время, чем на своих отцов».
Подведем итоги. История — учительница народов, граждан и правителей, но во все времена люди были плохими учениками и чаще всего не пользовались спасительными уроками своей истории, не учились не только на чужих, но даже на своих ошибках. Будем же уповать на то, что эта печальная закономерность канула в Лету и что на сей раз мы уже не повторим ошибок прошлого.
О.М. Захарова,
учитель истории школы № 12.

Как горько, больно говорить,
Что дети вдруг убиты…
Как сердце колет, душу жжет,
Что кровь невинная пролита.
И слезы катятся из глаз,
И горло сжато до предела,
Кто мог такое совершить?!
Столь ненавистен нам теперь он.
Хочу сказать: «Не плачь!» — всем тем,
Кто потерял дитя родное,
Всем тем, кто пострадал и голодал,
Не видел света и покоя.
Хочу сказать: «Прости!» — за то,
Что не сумели мы помочь вам.
Сидели мы и выпуск «Новостей»
Смотрели каждую минуту, точно.
Как хочется помочь вам всем,
Но мы от вас, так далеко!
И остается лишь одно —
Молиться Богу. Нелегко...
Хочу сказать: «Вы трусы!» — тем,
Кто мог, посмел стрелять в ребенка.
Кто не давал им пить и есть,
Дышать и двигаться в потемках…
И боль кипит во мне,
Душа кричит столь громко,
Как можно без сомнений, жалости в душе,
Бесчеловечно убивать ребенка?!
Хочу сказать: «Cпасибо!» — я
Всем тем, кто защищал,
И жизнь свою сложил за всех,
Из пламени, от пуль спасая.
И в завершенье я хочу сказать,
Пусть Бог хранит Россию,
Пусть колокол провозгласит:
«Живите, люди, в мире!»
Наталья Анисимова,
учащаяся 10 Д класса
колледжа Инессы Светловой.
Священномученик протоиерей
Николай Соколов

Протоиерей Николай Александрович Соколов родился 20 марта 1877 года в селе Андреевском Рузского уезда Московской губернии в семье пономаря. Его отец Александр Ефимович Соколов был понамарем церкви святого мученика Андрея Стратилата. Сын Николай был первенцем в большой и дружной семье Александра Ефимовича и его супруги Натальи Васильевны.
В 1892 году Николай Соколов поступил в Московскую духовную семинарию. По окончании семинарского курса в 1898 году он получил должность учителя церковноприходской школы села Крымского Верейского уезда. В это же время Николай Александрович женится на Екатерине Ивановне Митропольской, дочери священника Преображенской церкви села Крымского Иоанна Николаевича Митропольского. Митрополитом Московским и Коломенским Владимиром Николай Соколов был рукоположен во иерея и назначен настоятелем храма Преображения Господня в селе Крымском в 1899 году. Почти сорок лет прослужил отец Николай на одном приходе, здесь был дважды арестован, а после последнего ареста в 1937 году расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.
С пастырскими обязанностями отец Николай совмещал просветительскую деятельность. С 1899 года он состоял законоучителем и заведующим в Крымской церковноприходской школе, а также преподавал Закон Божий в земской школе села Крымского. С 1902 года по 1909 год отец Николай законоучительствовал в Якшинской земской школе, а с сентября 1909 года преподавал Закон Божий в земской школе села Наро-Осаново. В 1911 году отец Николай был избран членом правления Звенигородского духовного училища.
В 1904 году он был награжден набедренником за усердное преподавание Закона Божия в церковноприходской школе села Крымского. В 1909 году за пастырские труды и труды на ниве просвещения народа светом Христовой истины в земских и церковноприходских школах Рузского уезда отец Николай был награжден фиолетовой бархатной скуфьей. В 1915 году его труды были вновь отмечены наградой. За пастырскую деятельность и преподавание Закона Божия в школах отец Николай был награжден камилавкой.
В семье Соколовых было семеро детей. Вот что пишет в своих воспоминаниях племянник протоиерея Николая Соколова Юлий Юльевич Каммерер: «Спокойный, выдержанный, с доброй улыбкой на загорелом лице, он олицетворял и по внешности, и по внутреннему содержанию сельского интеллигента того, дореволюционного времени. В нем удачно сочетались крестьянская основательность с высокой культурой. Отец Николай, как положено, справлял церковные службы, но не церковь кормила многочисленную семью. Он обрабатывал десять десятин церковной земли, имел крепкое крестьянское хозяйство: хороший просторный дом... лошадь, одну или две коровы, овец, свиней, гусей, кур, словом, весь набор деревенской живности. Хозяйство велось силами всей трудолюбивой семьи. Сам дядя Коля хорошо знал и любил землю, умел на ней работать.
Верной спутницей и главной опорой в жизни была попадья — Екатерина Ивановна, очень деятельная и энергичная женщина, разделявшая с ним все заботы о семье и хозяйстве. Про Екатерину Ивановну никак не скажешь попадья. Попадья — величавая, раздобревшая белоручка. Она, напротив, невысокая, подвижная, скорее худенькая. Дети, большое крестьянское хозяйство, а летом еще она принимала дачников (приезжали работники Госзнака), за ними ухаживала, отдельно готовила (остальным такой стол был недоступен). И все на ней одной, трудилась, как каторжная, непостижимо, как со всем управлялась и когда только спала. Никаких капризов, недовольства: все прекрасно понимали, что каждый должен был делать в меру своих сил, а часто и сверх меры, иметь свои обязанности, и все — от старшего Коли до младшего Ванюшки, честно и безропотно несли свою трудную ношу. Уважительное отношение к труду они всосали с молоком матери; к работе, к трудностям они привыкли с детства, и все выросли честными, трудолюбивыми людьми...
В Крымском дела шли все хуже и хуже... Землю изъяли, из дома выселили, хозяйство совсем пришло в упадок, молодежь подросла — учиться и работать было негде. Дядя Коля был глубоко верующим человеком и считал своим долгом службу в церкви. Не отрекся он от своего сана, как ему предлагали местные власти, и в конце 1937 года его арестовали».
В первый раз отец Николай был арестован в 1930 году, но он был освобожден через месяц.
В октябре 1937 года отец Николай был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации и помещен в Можайскую тюрьму. 13 октября 1937 года, через день после ареста, он был допрошен следователем.
16 октября 1937 года отец Николай был допрошен повторно. Лжесвидетельства против отца Николая были получены после опроса местных жителей.
В показаниях первого свидетеля говорится: «Соколова Н. А. знаю очень хорошо, так как он в Крымской церкви служит около сорока лет...
В сентябре месяце сего года Соколов приходил ко мне нанимать работать по столярному делу и в беседе говорил: «Церковь из года в год все хиреет, и когда же перестанут нас гнать. По Конституции насулили всего, а аресты ежедневно идут: вот тебе и свобода, дождались, оказывается, от Сталина палки. Вот, может, война поможет, а она неминуемо должна быть».
Протоколы допросов явно подтверждают, что следствие не располагало никакими компрометирующими отца Николая сведениями, дело было явно надуманное и не содержало никакого фактического материала к обвинению. Тем не менее 17 октября 1937 года следственное дело по обвинению протоиерея Николая Соколова было направлено на рассмотрение тройки при УНКВД СССР по Московской области. Отец Николай обвинялся в том, что «среди колхозников и рабочих совхоза Дубки вел активную контрреволюционную деятельность, распространял контрреволюционную клевету против советской власти и в резкой оскорбительной форме отзывался об одном из руководителей ВКП(б) и членах советского правительства».
22 октября 1937 года отец Николай был перевезен в Таганскую тюрьму. 28 октября состоялось заседание тройки при УНКВД по Московской области, которая постановила «Соколова Николая Александровича расстрелять». 31 октября 1937 года отец Николай был расстрелян и похоронен в безвестной могиле на Бутовском полигоне.
Протоиерей Николай Соколов во времена гонений на Церковь Христову не отрекся от Господа своего, но выполнил свой пастырский долг, полагая «душу свою за овцы своя». Перед лицом смертельной опасности он не отказался от служения Церкви и священного сана, но до конца остался верным Христу. И мы верим, что, Тот, Кто сказал: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32 - 33), - принял и отца Николая в Свое Небесное Царство.
Священномучениче Николае, моли Бога о нас...

Второе рождение храма Рождества Богородицы
Вот уже миновало полтора года с того дня, как в храме Рождества Пресвятой Богородицы д. Дютьково Наро-Осановского района возобновились Литургии. Перерыв в богослужении составил более, чем 60 лет.
Мы уже рассказывали подробно о том, какая трагическая судьба постигла в свое время и этот храм , и само Дютьково вместе с его обитателями («Благовест», февраль 2004 г). В 2001 году к моменту назначения на приход настоятеля о. Александра Григорьянца, Рождественско- Богородичная церковь представляла ужасающего вида руины — стены с зияющими отверстиями, свод обрушен, внутри громоздящиеся обломки, мусор и бурьян.
На сегодняшний день настоятелю храма и его прихожанам уже удалось кое-что сделать. На собранные пожертвования ведутся восстановительные работы. Темпы и размах этих работ, естественно, невелики. Однако уже частично отремонтирована центральная алтарная часть: ликвидированы проломы в стенах, положена крыша, вставлены окна и двери, проведено электричество, установлено отопление и решетки на окнах. В этом году удалось частично заложить фундамент под ограду и приходской дом. На то, чтобы положить фундамент полностью, не хватило средств.
В ближайшее время, до начала холодов, произойдет знаменательное событие в нашем храме, которого все ждут с большим нетерпением — будет установлен крест на куполе.
Надо признать, что как бы нам этого ни хотелось, но восстановление разрушенного идет не быстро, и причины этого понятны. Слишком долго и беспощадно разрушалась церковь, а с ней одновременно разрушался и весь духовный уклад российской жизни.
Пока еще очень не многие состоятельные граждане задумываются над тем, от какого корня происходит слово «Богатство». Однако такие люди все-таки есть, и благодаря им, наша православная община отмечает в своем храме уже второе Рождество Богородицы. Это значит, что в храме проходят еженедельные Литургии, молебны, отмечаются большие праздники, здесь совершаются православные таинства и обряды.
Среди постоянных прихожан — жители окрестных деревень и довольно много дачников. Служба летом доставляет особенную радость, т.к. в храме в это время всегда много детей. Некоторые ребятишки уже сами поют в церковном хоре, остальные приходят с родителями и бабушками, стараясь постичь смысл происходящего. Эти дети уже понимают или учатся понимать, что все мы взаимосвязаны в Церкви — и наши прадедушки и прабабушки, и их дети, и дети их детей, и этот громадный полуразрушенный храм, который на глазах возвращается к жизни.
Вместе со взрослыми дети участвуют в этом возрождении. В мае этого года наши прихожане дважды собирались на работы по благоустройству прихрамовой территории — убирали мусор, переносили гравий, сажали саженцы. Около входа и вокруг алтаря был сооружен небольшой цветник. Дети проявили особое усердие — носили песок, таскали воду для полива, перетирали руками землю, чтобы быстрее принялась рассада и взошли семена. Все это делалось для того, чтобы придать территории храма несколько большее благообразие и отчасти ликвидировать следы запустения, которые, конечно же, еще не скоро пропадут окончательно.
Все лето цветы радовали глаз, и особенно хороши они стали к сентябрю в преддверии главного храмового праздника — Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Внешние преобразования были бы невозможны без внутренней составляющей, а мы уже видим, что внутри нашей церкви постепенно складывается круг людей, которых объединяет вера в Бога и желание жить заботами нашего храма, помогать и поддерживать друг друга.
Этим летом группа наших прихожан вместе с о. Александром совершила паломническую поездку в Калужскую область. Мы посетили Тихонову и Оптину пустыни, побывали в Шамордино. Путешествие произвело глубокое впечатление и на взрослых, и на детей.
Красота и благолепие, которые мы увидели и в Оптинской обители и в Шамордино, воодушевили всех нас, так как эти места тоже в свое время поднимались из руин, еще больших, чем наша родная Богородично-Рождественская церковь.
Значит, нужна вера, нужны наши молитвы, нужно время для того, чтобы и к нам стали приезжать люди издалека помолиться Пресвятой Богородице и полюбоваться красотой и величием храма, возведенного в ее честь 134 года назад.
Екатерина Григорьянц.

По святым местам Севера
Итак, решено: через два-три дня мы — паломники. Мы — это четверо взрослых и столько же юных прихожан храма Рождества Христова в Барвихе. Маршрут — самая древняя российская дорога к северным морям — Ростов Великий, Ярославль, Вологда, Кириллов. Буквально чуть ли не накануне узнаем, что икона Тихвинской Божией Матери возвращается к себе домой, в Тихвин. Конечно, мы должны поклониться святыне. А там и до обители Александра Свирского недалеко, всего 200 с небольшим километров. Еще через столько же — наша заветная мечта — Валаам. Говорят, что в это время «дикарями» попасть туда непросто. Но можно же попытаться. Так и выстраивался наш маршрут. Потом Петербург с его святынями, Вырица, Псков, Псково-Печерская лавра, Новгород, Валдай. Так потом все и сложилось: 3300 километров за восемь дней — как в сюжете Жюль Верна. Транспорт — газель, плюс палатки, продукты, справочники. Все вроде бы предусмотрено.
Итак, в воскресенье, 18 июля после службы отправляемся в путь. Читаем акафист Святителю Николаю Чудотворцу. Сегодня как раз его день, и где-то рядом, слева от нас остаются Радонеж и Троице-Сергиева лавра. Испрашиваем благословения на наше паломничество и с полным ощущением покровительства наших великих святых едем дальше. Для большинства из нас это новые впечатления. Красивые монастыри Ростова и Ярославля, широченная Волга, Вологодский кремль, отличная погода, настроение приподнятое. Но до сердца пока как-то не доходит. Впечатление, то это скорее какие-то культурно-исторические объекты туристического маршрута. Наверное, мы просто еще не почувствовали себя паломниками.
Это чувство появилось только на следующий день, когда мы оказались в Спасо-Преображенском мужском монастыре.
Монастырь расположен в нескольких километрах от Вологды у красивой излучины реки (потому и называется еще Прилуцким). Преподобный Димитрий Прилуцкий, оставив место игумена Никольского монастыря в Переславле Залесском, пришел в эти края по благословению Сергия Радонежского в 70-х годах XIV века и основал монастырь, который в короткие сроки стал одним из наиболее почитаемых на Руси. В его истории запечатлены имена Иоанна III, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича, Патриарха Никона. Неоднократно монастырь подвергался опустошениям и всегда восставал. И сейчас после последнего, самого варварского разорения, с 1991 года вновь возрождается. Длина стен монастыря около полутора километров. И это обширное пространство пока кажется необжитым. Восстановлен в основном главный храм монастыря — Спасский собор, в лесах некоторые другие сооружения. Но работы здесь еще непочатый край.
Монахи открыли нам нижний храм Спасского собора — преподобного Димитрия Прилуцкого. С благоговением мы приложились к мощам преподобных Димитрия Прилуцкого и Игнатия Прилуцкого, поклонились чудотворной иконе Божьей Матери «Скоропослушница». В полной тишине при свете нескольких лампадок мы стояли как бы вне времени и пространства. Умиротворенными покидали мы это благодатное место. Преподобный Димитрий Прилуцкий — небесный покровитель Вологды. Наверное, делам чести горожан было бы помочь восстановлению этой святыни.
Прочитали акафист преподобному Димитрию Прилуцкому и под его покровительством отправились в путь к другому великому святому земли русской — преподобному Кириллу Белозерскому. Забегая вперед, скажу, что у нас было полное ощущение, что святые нас как бы передавали друг другу, и все у нас получалось. Налаживалась погода, открывались храмы, даже когда они были закрыты, вовремя подходили паромы и катера, находилось место для ночлега и т. д.
От Вологды до Кириллова всего 110 километров и часа через два мы уже были там.
В городе и его окрестностях находятся три действующих монастыря. Святой преподобный Кирилл, сложив с себя обязанности игумена Симонова монастыря в Москве, вместе с иноком Ферапонтом пришел в эти места, когда еще был жив преподобный Сергий Радонежский, который знал и высоко ставил Кирилла, когда тот был иноком. Все начиналось с землянки в густом лесу на берегу озера (сейчас на этом месте стоит часовенка). Позднее здесь возник Кирилло-Белозерский монастырь, а вокруг него из монастырской слободы вырос город Кириллов. Преподобный Ферапонт вскоре отошел в пустынь и через какое-то время в 20 километрах от первого создал свой монастырь, о котором речь впереди.
Скоро Кирилло-Белозерский монастырь стал крупнейшим в России духовным и культурным центром и мощной крепостью с богатейшей историей. Здесь были пострижены только преподобным Кириллом преподобный Савватий — основатель Соловецкого монастыря, преподобный Ферапонт, преподобный Нил Сорский и многие другие.
Монастырь возобновлен в 2000 году. Пока он производит впечатление огромной и суровой крепости с большими пустыми пространствами. Периметр стен более двух километров, высота до 11 метров. Это крупнейшее в России сооружение подобного рода. После его закрытия в 1924 году он стал историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником, но до сих пор площадь около Успенского храма выложена могильными надгробиями; можно прочитать имена усопших, по которым ходят люди. Видно, не дошли еще руки исправить образчик «культуры» предыдущей эпохи. Сколько же еще предстоит здесь восстанавливать! Но в двух храмах идут службы, потянулись сюда паломники и туристы. Ощущение такое, что через несколько лет монастырь восстанет во всей своей былинной, духовной и культурной красе. Помоги, Господи!
Ферапонтов монастырь расположен на красивом храме у озера. Он невелик и живописен. Знаменит он и тем, что его собор Рождества Богородицы был расписан самим Дионисием. Говорят, это его лучшие творения. Узником Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей был Патриарх Никон.

В потемневших лучах горизонта
Я смотрю на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.
И однажды возникло из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!

Таким увидел монастырь поэт Николай Рубцов лет 40 назад. Сейчас здесь многолюдно, много машин, кондиционированные автобусы. Пожалуй, это самый обустроенный из кирилловских монастырей, и, к сожалению, ему первому грозит опасность стать очередным «туристическим объектом». Впрочем, это впечатление, а судьба монастыря — в руках Божьих.
Зато знаменитый и богатый когда-то Горецкий Воскресенский женский монастырь встретил нас полной тишиной. Более 40 самых известных российских родов, включая Рюриковичей и Романовых, остались в истории монастыря. От стен остались только фрагменты, храмы пока в запустении. Но жизнь затеплилась и здесь. Монахини в маленькой домашней церкви рассказывают нам о богатейшей истории и суровых буднях обители. Сейчас их шестеро — монахинь и насельниц, все приезжие, в основном с высшим образованием. Небольшое хозяйство, корова, огород. Жизнь налаживается. Зерно брошено и обязательно прорастет. Достаточно посмотреть в удивительные лучистые глаза наших собеседниц, почувствовать их оптимизм.
С грустью прощаемся с Горецким монастырем и г. Кирилловым и. переправившись на пароме через Шексну, держим путь в сторону Тихвина. Впереди 400 километров. Читаем акафисты преподобным Кириллу и Ферапонту и переживаем то, что пришлось увидеть, услышать и почувствовать в этих благодатных местах.
Кстати, раньше часто говорили, что Москва — порт пяти морей. И пуповина, которая связывает северные и южные моря, — это река Шексна и на ней, как бы символически соединяя духовный Север России с ее Центром и Югом, восстают три кирилловские монастыря…
Евгений,
пос. Барвиха.
(Продолжение в следующем номере)

18.224.39.32

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
249
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи