Летопись Победы

21 августа 2004, 17:07

23 августа.
День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943). Отмечается по Федеральному закону «О днях воинской славы (победных днях) России», принятому Государственной Думой ФС РФ 10 февраля 1995 года. За мужество и героизм, проявленные в Курской битве, около 100 тысяч советских воинов были награждены орденами и медалями, более 180 человек удостоены звания Героя Советского Союза.
В Волгограде отмечается День поминовения и скорби в память мирных жителей Сталинграда, погибших во время налета фашистской авиации (1942).
60 лет назад (1944) нацисты ликвидировали еврейское гетто в Лодзи (Польша). 60 тыс. евреев были отправлены в лагеря смерти, главным образом в Освенцим, выжить удалось лишь около 800 человекам.

24 августа.
60 лет назад (в ночь с 23 на 24 августа 1944 года) войска 2-го и 3-го Украинских фронтов (генералы армии Р. Я. Малиновский и Ф. И. Толбухин) завершили окружение группировки немецко-фашистских войск и овладели г. Кишиневом. День освобождения Молдавии от фашистских захватчиков.

25 августа.
60 лет назад в Моабитской тюрьме фашистами были казнены М. М. Джалиль (1906-1944), татарский советский поэт, Герой Советского Союза (1956, посмертно), и его соратники. Первый руководитель литературного отдела Татарского оперного театра, председатель правления Союза писателей Татарии (1939), автор цикла стихов «Моабитские тетради».

«Давным-давно была война»…

Что знаю о той войне я, появившаяся на свет спустя семь месяцев после празднования 25-й годовщины Победы?
В нашем роду главной хранительницей семейных воспоминаний долгое время была бабушка Мария. О себе, своих родителях и братьях она могла рассказывать часами. Однако ее упоминания о пережитом в годы Великой Отечественной всегда были скупы, и я всякий раз дофантазировала их сама. Представляла, как на шестой день войны немцы разбомбили эшелон с коровами, а рядом в белорусской деревеньке в это же время родилась моя мама… Как пришли гитлеровцы в ту деревню и выселили женщин, детишек, стариков из родных домов на улицу. Как оставшиеся без крова рыли для себя землянки, как ели в них гнилые картофельные очистки… Как заболела моя крохотная мама, и бабушка, рыдая, бежала ночью по полю в соседнее село за каким-то лекарством. Как откуда-то из-под земли вырос перед нею немецкий часовой и, наставив автомат, что-то пролопотал на своем языке. Она же, махнув рукой, послала его к черту и помчалась дальше, втянув голову в плечи и думая, куда тот будет в нее стрелять. Как плакали фашисты ночью перед боем и рассматривали фотокарточки своих «фрау» и «киндеров»… Как заступился за бабушку деревенский полицай, подтвердив, что она жена не партизана, а офицера действующей армии. На что немец ответил: «Воюет на фронте, открыто, — тогда это честный солдат»… Как научившаяся говорить моя мама, шатаясь от голода, умоляла дать «хоть корочку хлеба». Как приехавший в конце войны муж бабушки сказал ей: «Знаешь, Маруся, ты сейчас такая, что другой, наверное, тебя бы бросил»… Представляла я, как наши бомбили немцев, и осколок снаряда пробил ногу отца бабушки, моего прадеда Дениса. Как получили извещение о том, что старший брат бабушки «…рядовой Ивановский Филипп Денисович, находясь на фронте в Эстонии, пропал без вести в июне 1944 года»…
Чем еще близка мне та война? Мне, недавно перешагнувшей границу молодежного возраста?
Брата бабушки Ивана я видела лишь на фотографиях. Знаю, что прошел Финскую (часами лежа в болотах, застудил легкие) и сражался на фронтах Второй мировой. Брат бабушки Петр вернулся с Великой Отечественной увешенный наградами. Его я видела лишь однажды и запомнила удивительно скромным, тихим человеком. Было мне тогда лет 12, о какой войне мог говорить с девчонкой ветеран, полковник в отставке? Дедушка Ваня, муж бабушки, ушел из жизни, когда мне исполнилось 20. Увы, я практически ничего не знаю о его фронтовых дорогах: в ответ на мои приставания с расспросами он всегда замыкался в себе…
Что знаю я о той войне?
Книги Василия Быкова, Юрия Бондарева, Светланы Алексиевич. Кинофильмы «Белорусский вокзал», «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики». Стихотворения Юлии Друниной, Евгения Симонова. Сильные, захватывающие, впечатляющие. Я — из поколения 70-х, но не могу без комка в горле слушать песни «Вставай, страна огромная» и «День Победы», смотреть, как идут парадом по Красной площади седые ветераны. Полтора года назад не стало моей бабушки Мани, и в нашей семье не осталось ни одного живого очевидца событий 60-летней и больше давности. Так сложилось, что теперь именно я являюсь хранительницей многих семейных реликвий. С грустью и трепетом прикасаюсь к двум орденам Красной Звезды, ордену Боевого Красного знамени, медалям «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией» бабушкиного мужа — деда Ивана. Разглядываю пожелтевшее от времени извещение о без вести пропавшем двоюродном деде Филиппе и считаю, что для меня та война не закончилась. Никто из моей родни не знает, где он похоронен. Много лет назад бабушка видела по телевизору один из мемориалов погибшим в Эстонии советским воинам и выбитые на нем фамилию и имя брата. Выполню ли я когда-нибудь ее просьбу съездить в этот прибалтийский город и положить к подножию памятника цветы?..
Ася Митронова.

Так скорбно и печально мы замолкаем, глядя в небеса…

Каждый год 9 Мая мы с грустью замечаем, что все меньше и меньше ветеранов самой кровопролитной войны ХХ века приходят на могилы своих однополчан, участвуют в парадах, принимают заслуженные поздравления. Особенно горько смотреть на редеющий строй былых воинов сегодня, когда до славного 60-летнего юбилея Великой Победы остались считанные месяцы.
Недавно мы проводили в последний путь последнего в нашем районе Героя Советского Союза, получившего это звание в годы Великой Отечественной войны Льва Павловича Корчагина. А на днях от нас ушел еще один уникальный человек — Геннадий Емельянович Шагун.
На страницах нашей газеты мы не раз рассказывали и о боевом прошлом Геннадия Емельяновича и о его большой общественной работе в наши дни. Он был постоянным участником различных ветеранских мероприятий, часто встречался с молодежью, выезжал в воинские части и соединения. Почему приглашали именно Шагуна? За его умение простыми словами рассказать сложное, поведать о фронтовых годах, не побояться раскрыть правду о войне, о службе в армии. Кратко, емко, мудро он представлял своим слушателям то, что все мы понимали в душе, но в чем не могли до конца разобраться. За это его и ценили. Геннадий Емельянович был частым гостем не только в нашей редакции, но и на Одинцовском радио, в студии телевидения, сотрудничал с редакцией издания «Ветеран-ракетчик». Он не любил рассказывать только о себе, старался помочь всем нам разобраться в окружающем мире, сформировать свой взгляд на те или иные события в мире, в стране, в районе. Это был в высшей степени культурный, порядочный, душевный человек. Два года назад, сетуя на спаренный телефон в квартире, Геннадий Емельянович говорил, что его телефонные разговоры причиняют неудобства тому абоненту, который с ним спарен. «Я слишком часто вынужден занимать телефон: звоню я, еще чаще звонят мне». Ему действительно звонили очень часто друзья-однополчане, коллеги по послевоенной службе, ученики, которых за долгую жизнь появилось немало, просто знакомые. Он был нужен всем.
И еще он очень любил жизнь. Говоря о себе и своей супруге Лидии Захаровне, с которой Геннадий Емельянович прожил более полувека, он всегда шутил: «От «дурной» привычки хотеть жить, никак пока не избавимся».
Вечный покой вам, Геннадий Емельянович, и светлая память.
• Геннадий Емельянович много лет дружил с «Новыми рубежами». Мы публиковали его воспоминания о войне, размышления о жизни. После выхода в газете материала, посвященного 60-летию Курской битвы, он пришел в редакцию с большущей коробкой конфет, шикарными гладиолусами и, протягивая их, пошутил: «Это вам от старого мушкетера с благодарностью»…
Эта фотография Геннадия Емельяновича с нашим корреспондентом Асей Митроновой хранится в архиве районки. Таким Геннадий Емельянович останется в нашей памяти.

Уважаемые земляки!

Ушел из жизни Геннадий Емельянович Шагун. Настоящий сын века, как называли его друзья и однополчане. В жизни Геннадия Емельяновича было много разных дорог. Одна из них начиналась с парада на Красной площади 7 ноября 1941 года. По этой дороге молодой Геннадий Шагун прошел через всю Европу. Будучи в период Великой Отечественной войны командиром различных подразделений и частей особых формирований на бронепоездах, Геннадий Емельянович дошел до Берлина. Его славный боевой путь отмечен высокими наградами Родины: двумя орденами Отечественной войны II степени, тремя орденами Красной звезды, орденом «За службу Родине», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За воинскую доблесть» и многими другими.
После Победы Геннадий Емельянович продолжал служить Родине. Неоценим его вклад в становление и развитие Ракетных войск стратегического назначения, в формирование профессиональных традиций воинов-ракетчиков, всего их уклада жизни, образа мышления.
До последних дней своей жизни этот замечательный человек оставался в строю, сплотив многочисленный отряд ветеранов.
Низкий поклон ему за все. За Великую Победу, за послевоенные труды, за всю жизнь его, прожитую для своей страны, для людей.
От всех жителей Одинцовского района я приношу искренние соболезнования родным и близким Геннадия Емельяновича.
Александр Гладышев,
глава Одинцовского района.

13 августа на 82-м году жизни скончался ветеран Великой Отечественной войны и Вооруженных сил, заслуженный работник культуры России
ШАГУН Геннадий Емельянович.
Жизнь Геннадия Емельяновича прошла через юношеский романтизм 20-30-х годов прошлого века,тяжелыми фронтовыми дорогами, которые начались с легендарного парада на Красной площади 7 ноября 1941 года и привели в поверженную Германию. Родина высоко оценила его заслуги двумя орденами Отечественной войны II степени, тремя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных силах СССР», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За трудовую доблесть», «За воинскую доблесть» и многими другими наградами. Боевой и жизненный опыт, глубокая мудрость и знание военной истории снискали уважение и авторитет Геннадию Емельяновичу в годы становления и развития Ракетных войск стратегического назначения. Уже находясь в отставке, Г. Е. Шагун до последнего дня оставался в строю ветеранских движений, вел активную общественную и научную работу.
Светлая память об этом мудром человеке, яркой личности, прекрасном семьянине и отзывчивом товарище навсегда сохранится в наших сердцах.
Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и
правоохранительных органов Одинцовского района.

3.14.130.186

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
523
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи