Командир «Катюш» и «Ванюш»

13 августа 2003, 16:01

Сёма Гринберг родился в бедной еврейской семье учителей в Винницкой области на Украине и в раннем детстве мечтал о… службе в армии. Кудрявому мальчику играть бы на скрипке, а он все свободное время представлял себя участником Гражданской войны, одним из 27-ми расстрелянных Бакинских комиссаров... С годами Семён пересмотрел свои мечты — увлекся ракетами, космосом под влиянием книг Циолковского, и после школьной десятилетки, в 1938 году, поступил в Харьковский электротехнический институт. Школьному отличнику учеба и в вузе давалась легко, ему уже пророчили скорую славу ученого, и тут грянуло 22 июня 41-го. Студент вспомнил свои детские фантазии и даже радовался — тогда, в первые дни войны, никто не представлял, чем обернется она для многонациональной советской страны.
30 июня Семён сдал последний экзамен за третий курс и собирался записаться в добровольцы. Однако, его отправили на завод работать слесарем на полуавтоматах. Повестка пришла к нему спустя месяц, 29 июля. После краткосрочной подготовки в Чугуевском запасном артиллерийском полку Харьковского военного округа, Гринберг стал курсантом артучилища имени Фрунзе в городе Сумы, готовившем командиров для дивизионной артиллерии на конной тяге. Немцы рвались к Киеву, и часть курсантов и преподавателей училища была отправлены на фронт, где они приняли первое боевое крещение.
Семен Иосифович участвовал в Киевской оборонительной операции, Ржевско-Сычевской наступательной операции, в Смоленской наступательной операции, Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион», Восточно-Прусской стратегической наступательной операции. В составе Забайкальского фронта участвовал в Маньчжурской стратегической наступательной операции. Довелось участвовать и в Курской битве.
5 мая 43-го его батарея стояла на исходных позициях севернее Орла. Отсюда 12 июля и началась наступательная операция «Кутузов». Реактивные системы, которыми командовал Гринберг, прорывали оборону фашистов. Стояли на самом переднем крае, в зоне оружейно-пулеметного обстрела. «Нам внушили, что это — решающее сражение, — вспоминает ветеран. — За месяц до начала битвы мы завершали вечерние поверки пением «Интернационала»: «Это есть наш последний и решительный бой». Мы были готовы ко всему и настроены только на победу».
Под командованием Гринберга наносили удары по врагу многозарядные реактивные системы залпового огня: пусковые установки — станки («рамы») со снарядами 300-мм калибра («Андрюши»), подвижные реактивные системы на базе «Студебеккера» («Ванюши»). Курское сражение особенно памятно Семёну Иосифовичу еще и потому, что в это время, 18 июля, в бою на реке Миус погиб его родной младший брат Михаил, командир минометного взвода…
К мирной жизни перенесший три ранения Семен Гринберг вернулся в звании гвардии капитана. В годы войны он был награжден орденом Красной Звезды (за Курск и Смоленск), Отечественной войны II-й степени (за Неман), Отечественной войны I-й степени (за Восточно-Прусскую операцию), Отечественной войны I-й степени (за форсирование большого Хингана в Маньчжурии), медалями «За оборону Киева», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За победу над Японией». Самая первая награда — медаль (вероятно, «За боевые заслуги») за бои подо Ржевом где-то «заблудилась» в пути.
Вся его дальнейшая жизнь была связана с армией и ракетами. Закончил академию имени Дзержинского (был «Сталинским стипендиатом»). С 1952 года по 1970-й год (до увольнения в запас) служил во вновь формируемых военных представительствах управлений, ведавших разработкой и заказами ракетного вооружения на заводах и в конструкторских бюро. С 1952 года работал в Днепропетровске (на заводе и в ОКБ «Южное»), районным инженером в Омске (на авиамоторном заводе имени Баранова ), в Москве (конструкторское бюро «Салют» и на испытательной базе Фаустово). Семен Иосифович Гринберг осуществил еще одну свою мечту: он — один из первопроходцев-ракетчиков.

3.131.94.5

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
97
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи