С любимыми - не расставайтесь!

13 июля 2003, 15:55

Больше тридцати лет военный вуз в Голицыне готовит офицеров для пограничных войск. Более четырех тысяч выпускников покинули за это время стены "альма матер" и разлетелись по дальним рубежам. Часто вместе с ними уезжали и юные жены, смутно представлявшие, что ждет их впереди, но готовые разделить с любимым человеком нелегкую ношу пограничных буден.
У каждой офицерской семьи своя стезя, своя неповторимая судьба. Хотя, конечно, есть немало схожих, объединяющих моментов и черт. Так что же представляет собой типичная пограничная семья? На каких "китах" она держится?
Вот, к примеру, дружный клан Агеенко. Его глава - полковник Иван Николаевич Агеенко - начальник Аргунского пограничного отряда, который до недавнего времени именовался Итум-Калинским. Жена Галина - военнослужащая контрактной службы ПС России, сын Николай и дочь Анастасия - школьники, пес Дик - симпатичная беленькая болонка. А зарождалась эта основная ячейка общества следующим образом.

"Мы жили по соседству, встречались просто так..."
Иван и Галина родом с Брянщины. Выросли в соседних селах. Последние два года школьной жизни учились в одном классе. Однако, справедливости ради, заметим, что история их любви началась гораздо позднее. А тогда, на пороге взрослой жизни, каждый из них думал, каким путем пойдет, какую выберет профессию. Крепкого, ладного паренька привлекали мужественные военные. Иван с другом долго решали: Рязанское десантное или Голицынское пограничное? Остановились на последнем варианте.
Команда абитуриентов из Брянска прибыла чуть ли не за час до начала первого вступительного экзамена - сочинения по литературе. Пришлось мобилизоваться на ходу. Испытания Агеенко прошел нормально, а друга "срезала" медкомиссия. Вот ведь как бывает: идея-то стать пограничниками принадлежала ему.
А у Ивана началась курсантская жизнь: с выездами в полевой учебный центр, занятиями спортом. В зимний каникулярный отпуск он ехал с хорошим настроением: сессия сдана нормально, отношения с товарищами и отцами-командирами складываются удачно. Правда, по дороге вышла неувязка. Автобусный рейс до родного села был отменен. Но для курсанта-пограничника это не помеха. Не привыкать к марш-броскам. Теперь они с Галей усматривают в той отмене перст судьбы. Кто знает, как бы все повернулось, если бы не шагал он мимо сельского дома и не увидел девушку, которая прощалась с бабушкой и дедушкой. "Ба! Да это же одноклассница Галка! А как изменилась, повзрослела, не узнать..."
К дому Галиных родителей пошли вместе. По дороге она только и успела сообщить, что поступила учиться в Московский химико-технологический институт.
- А живешь где?
- В общежитии, на Соколе.
Разговор на ходу почему-то запал Ване в сердце. Вернулся после каникул в училище и в первое же увольнение отправился в Москву разыскивать землячку. Каково же было ее удивление, когда на пороге комнаты в общежитии неожиданно возник юноша в курсантской форме.
- Я же адреса не давала...
- Для пограничника, чем сложнее поисковая работа, тем интереснее.
Проложив однажды дорожку, Иван ездил по ней четыре года. Галя тоже как-то выбралась к нему в Голицыно. На выпуске, в толпе гостей, она с гордостью поглядывала на своего лейтенанта. Статный, голубоглазый, с вьющимся вихром каштановых волос, в новенькой военной форме - парень хоть куда! За таким на край света идти не страшно. Хотя... смотря что считать краем. Тем же летом, в июле 1986 года, Иван и Галина справили свадьбу. И вскоре уехали в Пришибский отряд (бывшая советско-иранская граница), куда Агеенко был назначен заместителем начальника заставы по политчасти и где за семь лет службы дорос до заместителя коменданта пограничного участка.
Эту семилетку жена офицера вспоминает с особым удовольствием. Народ на заставах жил дружно, как одна семья. Иван показал себя не только хорошим организатором и воспитателем, но и рачительным хозяином. Видимо, сказалась сельская жилка. На заставах, которыми он командовал, процветало подсобное хозяйство, везде царил порядок. Только один раз оставила Галя мужа, когда уехала к родителям - рожать. Но отсутствие ее было недолгим. С трехмесячным Колей вернулась на заставу. И потом сама удивлялась тому, как быстро ее ребенок стал сыном всего пограничного коллектива. Солдаты души не чаяли в шустром мальчонке. В девять с половиной месяцев он уже самостоятельно топал по земле. И куда только ни ухитрялся забраться малыш: то его снимали с вышки, то отлавливали на стрельбище. Хотя у родителей его передвижения не вызывали беспокойства. Знали, что дитя без присмотра не останется. Возможно, и это обстоятельство сыграло свою роль в Галином выборе. Коле было всего два года, когда его мама решила надеть погоны. Первая должность - писарь-кладовщик пограничной заставы. А потом почти 12 лет служила связистом.
Для Коли та, заставская, жизнь тоже осталась в памяти одним из самых дорогих и приятных воспоминаний. Наверное, поэтому он твердо решил идти по отцовскому пути. Но прежде, чем поступать в Голицынский военный институт, хочет поучиться в Санкт-Петербургском кадетском корпусе ПС РФ, пройти, так сказать, азы пограничной науки.

"Милая моя, солнышко лесное..."
Настенька, в отличие от брата, заставы не видела. Она появилась на свет, когда папа учился в Москве - в Академии пограничных войск. Но это не означает, что она не успела проникнуться пограничным духом. Видимо, всосала его с молоком матери. Люди в зеленых фуражках окружают ее сызмальства и видятся в детском сознании добрыми рыцарями. Настенька по натуре празднично-радостный человек. Она смотрит на мир ярко-голубыми отцовскими глазами и видит его в веселых красках. На всех ее рисунках (а они отмечены дипломом международного конкурса) непременно присутствует солнце. Тепло и свет буквально льются с каждой картины маленькой художницы.
Мама в курсе всех художественных поисков дочери и только иногда вздохнет: все-таки обделены в чем-то пограничные дети, в глубинке нет тех условий для развития, какие есть в городе. Но тут же себя поправит. Настенька не только рисованием, но и танцами увлекается. Коля на "ты" с компьютером. Грех жаловаться, да и не привыкла она. Хотя бывают минуты, когда наваливаются проблемы, а Иван далеко. И тогда только по телефону можно выговориться. В ответ услышать его спокойный, уверенный голос, в котором всегда слышатся озорные нотки, - и сразу становится легче. Так было в Каспийске год назад, 9 мая. Галина осталась там одна с детишками в 2001 году, когда муж получил новое назначение и возглавил Итум-Калинский пограничный отряд.
До этого, после окончания академии, с периодичностью в два года они сменили два места службы. Сначала Иван был назначен заместителем начальника штаба Нальчикского погранотряда, а затем начальником штаба Хунзахского. В 34 года получил звание полковника. С 2000 по 2001 год Иван Агеенко - начальник Каспийского погранотряда. Отрезок по времени небольшой, но плотно насыщенный событиями. В основном он запомнился борьбой с браконьерами.
... Иван Николаевич уже командовал отрядом в Чечне, когда в Каспийске 9 мая 2002 года прогремел взрыв. Обычно Галина с детьми непременно участвовала в праздничных демонстрациях. А тут с утра отправилась в церковь. Решила освятить серебряный крестик, который Настеньке подарил отец. Священник, с которым договорились заранее, почему-то задерживался. Наконец появился, выполнил обещанное - и Галина с дочкой заспешили к центру города. Мимо них, непрерывно сигналя, пронеслись машины "скорой помощи". Первая мысль: "Что могло случиться?". Вторая: "Где Коля?". К счастью, с сыном все оказалось в порядке, хотя он находился недалеко от места взрыва. Галя кинулась домой, к телефону. Нужно было срочно дозвониться до родителей и мужа, предупредить, что с ними все в порядке, пока о теракте не объявило телевидение.

"Расставанье не для нас"
Кто-то скажет, возможно, что это неоправданный риск - везти детей на летний отдых в Чечню. Семья Агеенко придерживается другого мнения. И Галина, и ребята уверены, что под крылом Ивана Николаевича и его "орлов" с ними ничего плохого не может случиться.
Палаточно-полевой быт в Аргунском ущелье нисколько не смутил новоприбывшую троицу. Вернее, гостей было четверо. Дик радостным лаем отметил долгожданную встречу с хозяином. Хотя на его долю в отряде выпали серьезные испытания. Чего стоит, к примеру, встреча с медведицей Машей? Впрочем, сильно сказано. Маша еще медвежонок - любопытный и забавный. С Настенькой и Колей она сразу нашла общий язык. Брат с сестрой по-семейному делились сгущенкой с мохнатой приятельницей и от души хохотали, узнав о ее очередной проделке. Полковник Агеенко проводил очередное совещание, когда в палатке появилась Маша. Прокосолапила к свободному креслу, быстренько взобралась на него и оглядела присутствующих: мол, продолжайте, я - само внимание. "Продолжаю", - без тени улыбки закончил фразу начальник пограничного отряда...
Настенька любит вспоминать еще один эпизод из той, итумкалинской, поездки. Именно в отряде она неожиданно для себя научилась играть в шахматы. Как-то увидела двух офицеров, сидящих за шахматной доской. Остановилась и стала наблюдать. А потом так увлеклась игрой - невозможно оторвать. Кое-какие уроки позднее ей дал папа. Насте удалось даже обыграть его один раз. Почаще бы проводить такие семейные турниры. Но об этом пока приходится только мечтать.

"И снова бой! Покой нам только снится"
В следующий раз Галя приехала к мужу одна. Детей отправила к родителям в деревню. В отряде без дела не сидела - обслуживала связь. Для пограничников как раз наступили горячие деньки - с грузинской стороны прорывалось многочисленное бандформирование под командованием Гелаева. Оно называло себя "отрядом спецназначения вооруженных сил Ичкерии "Эдельвейс".
Аргунский отряд базируется на высоте более полутора тысяч метров над уровнем моря, а отдельные его заставы и посты находятся еще выше - около четырех тысяч. Вот в таких условиях приходится вступать в бой с противником, для которого горы - дом родной. 27 июля 2002 года в 6.15 утра поступил доклад от начальника пограничной заставы "Грозтхой" майора Сергея Попова (выпускника Голицынского военного института) о том, что пограничный наряд под командованием старшего лейтенанта Шадрина на берегу реки Кериго обнаружил стоянку боевиков. На помощь шадринцам выдвинулись две разведбоевые группы во главе с майорами С.Поповым и В.Молодцовым. Полковник Агеенко отправил из отряда подкрепление, а Шадрину приказал, когда появятся вертолеты, открыть огонь по бандитам, прикрывая высадку десанта.
После десантирования в район перестрелки у слияния рек Тюалой и Кериго выдвинулась поисковая группа и минометный расчет под командой старшего лейтенанта Руслана Кокшина. Он после обработки местности минометом организовал зачистку лесного массива и преследование противника, который покинул временный лагерь. На помощь группе Кокшина спешило подразделение резерва, в составе которого был начальник мотоманевренной группы Аргунского отряда подполковник Эдуард Ладыгин. Он стал подниматься по крутому склону, первым увидел боевиков и вступил с ними в бой. Тут же заметил, что во фланг его группы выдвигается пулеметный расчет бандитов. Ладыгин бросился к нему и броском гранаты уничтожил пулеметчиков. Но при этом получил смертельное проникающее ранение грудной клетки.
Пробиваясь к группе Кокшина, майор Попов обнаружил замаскированные огневые позиции противника. Он вывел своих бойцов на выгодный рубеж и вступил в бой. Однако пограничники оказались прижаты к земле снайперско-пулеметным огнем. Тогда офицер сам выдвинулся во фланг боевиков, уничтожил снайпера и пулеметный расчет, но его нашла пуля другого снайпера. Пытаясь вытащить тело офицера из-под обстрела, получил ранение санинструктор Рамиль Гафуров.
На рассвете 28 июля бандиты пошли на штурм заслона группы Кокшина. Первым принял на себя удар пулеметный расчет младшего сержанта Сергея Смирнова и рядового Ильнура Батырова. Ребята погибли, прикрывая своих товарищей. Группа оказалась зажата сверху и снизу под гребнем крутого склона. После многочасового боя дистанция между воюющими сократилась до 20 метров. И тогда Кокшин вызвал огонь минометного взвода на себя, умело корректируя его под разрывами. Вскоре подоспели резервы с заставы "Грозтхой". Совместными усилиями остатки "Эдельвейса" были разгромлены, часть бандитов взята в плен. Потери отряда Агеенко - 8 человек. Руслану Кокшину было присвоено высокое звание Героя России. Начальнику Аргунского погранотряда Ивану Николаевичу Агеенко вручен орден Мужества.
:Внешне жизнь на участке ответственности Аргунского погранотряда продолжает течь размеренным порядком: секреты, дозоры, посты наблюдения, разведывательно-поисковые группы... Все расписано до мелочей. Однако видимое спокойствие никого не обманывает. Хотя Иван Николаевич считает, что обстановка в отряде с каждым днем становится лучше. Во многом благодаря ощутимой помощи Одинцовского района. Причем, поступает от одинцовцев все самое необходимое, то, без чего трудно выжить. Полевой госпиталь с оборудованием для операционной, малогабаритные электростанции (каждая застава получила по два дизеля), стройматериалы, мобильные телефоны...
А раз жизнь налаживается, то можно подумать и о дальнейшей учебе. На сегодняшний день это - поступление в Академию Генштаба. Домочадцы его полностью поддерживают. Ведь появилась счастливая возможность снова быть вместе. А тут еще одна приятная новость - новоселье приспело, семье боевого офицера выделили новую квартиру. Освятить ее приезжал наместник Саввино-Сторожевского монастыря архимандрит Феоктист. С полковником Агеенко они подружились в Чечне, где священнослужитель побывал прошлой весной.
Пройдет немного времени - и Николай покинет родной дом. Сын будет продолжать дело отца и матери. А Галина - вновь переживать и ждать известий. Типичная пограничная судьба...

3.139.238.76

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
853 (+1)
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи