Александр Мохов - актёр и мужчина

13 июля 2003, 15:54

Встреча с актером Александром Моховым не была, как это обычно случается, заранее спланированной на редакционной летучке. Мы встретились с ним в прямом смысле - на большой дороге. На перекрестке "Минки" с Переделкиным. Мохов вышел из своего автомобиля, чтобы спросить у гаишников, как добраться до улицы Гоголя. В этот день районка делала репортаж об открытии здесь нового поста ГАИ. Неожиданное появление узнаваемого артиста было не просто журналистской удачей. Что-то подсказывало: интервью, на которое он сразу согласился, обещало быть интересным. Быть может, мы встретились для того, чтобы получить подтверждение собственным мыслям: Потом, в одном из репетиционных залов театра, за час до нашумевшего по всей Москве спектакля "Бег", где Александр Мохов играет генерала Чарноту, мы оба искали эти ответы...
Александр Мохов. Заслуженный артист РФ, родился в Вологодской области. В 1982 году окончил Иркутское театральное училище, в 1986 году ГИТИС (мастерская Олега Табакова). Был принят в труппу Московского театра-студии п/р О. Табакова, где среди его работ: "Крыша", "Дыра", "Билокси-Боюз", "Затоваренная бочкотара", "Матросская тишина по местному времени", "Механическое пианино", "Прощайте: и рукоплещите!", "Любовь как милитаризм". Снимался в фильмах "Беспредел", "Серые волки", "Люми", "Лихая парочка", "Фортуна", в телесериалах "Сыщики", "Мужская работа", "Две судьбы". Скоро на экраны выйдет телевизионный фильм с участием Александра Мохова "Александр Македонский".
- Александр, судя по всему, вы в наших местах - незнакомец, если у вас возникли трудности в районе хорошо известной всем Баковки.
- Если посмотреть на ваш вопрос с улыбкой, в этот день я ехал на съемки художественного фильма под названием ни много ни мало - "Личные трудности". Скоро его покажут по телевидению. Правда, речь в нем идет о других трудностях - героя и героини. Фильм вообще на двоих, в его первоисточнике лежит рассказ Селенджера, а Ксения Драгунская переложила место действия на нашу страну и наших людей. Получилось неожиданно.
- Согласились сниматься, значит, что-то зацепило?
- Тема. В нем было то, о чем я лично скучаю. Есть в отношениях двух людей эдакие "кружева", психологические повороты. Я давно снимаюсь в кино, но должен признать, что молодые ребята, режиссеры, операторы, осветители создали такую необыкновенную атмосферу на съемочной площадке, которую я не испытывал даже, работая с "мэтрами". Каждый кадр в фильме - это произведение искусства.
- Только утонченные люди создают кино на уровне тонких отношений. Интересно, чем такое кино об отношениях мужчины и женщины в наше время заканчивается?
- Таким жирным многоточием, недосказанностью! Для зрителей, знаете, вешается такой "крючок". Может быть, в этом и заключается прелесть. В общем, давно такого не видел, скучал.
- Хорошее слово - скучал. Вероятно, эти ощущения - главное в вашей работе.
- Понимаете, выйти пострелять, попрыгать в сериалах, - для этого, конечно, нужна определенная подготовка. А вот сыграть, не сняться в кино - а именно сыграть, - это ценно. И дело не в том, смогу ли я заплакать в кадре или нет: мой возраст предполагает владение профессией, если надо, я и заплачу. Но вот иногда, знаете ли, появляются минуты, которые артисту трудно объяснить. В сериале "Две судьбы", который шел по 6-му и 1-му каналам, где я сыграл роль одного из главных героев, есть одна сцена, в 15-й серии, за которую мне не стыдно. Тигран Кеосаян, увидев, сразу позвонил мне и сказал: "Ты что сделал! Молодчина! Как ты смог?!:".
- А что в вашей кинематографической жизни значит тема, о которой вы сами сказали - пострелять в боевиках?
- Ну, как сказать: Я служил в армии. Для меня это и в обычной жизни не в диковинку, настрелялся вдоволь. В "Мужской работе" мой персонаж - Леший. Это уже говорит само за себя. Поэтому пытался сказать о нем не просто как о человеке, который умеет стрелять. Ему, военному разведчику, выполняющему сумасшедшее задание, надо думать. Было интересно играть судьбу человека, посвятившего себя армии. Для него - это смысл жизни. Да, он зарабатывает деньги, контрактник. Но это - профессия, которую он любит. У моего военного героя фактически нет личной жизни. Он даже на свидание, которое ему назначает девушка, кстати, журналистка, не смог приехать, потому что получил очередное задание. Так у него ничего и не вышло. Честно говоря, даже обидно за него было. Поэтому попросил Тиграна, у которого снимался в "Мужской работе", давай, мол, пусть у него хоть одна девушка будет, хоть ненормальная какая: В ответ получил, понимаешь, он ведь Леший, и если в конце все будет хорошо, это будет неправдой.
- А почему для этой роли выбрали вас? Ведь там три героя.
- Федя Бондарчук на Лешего точно не похож, а меня военные после фильма встречали и говорили, что кого-то я им напоминаю: В общем, сыграл нормального мужика, который занимается своим делом.
- И все-таки, мне бы хотелось услышать от вас, что же вы хотели донести до зрителя, играя военного? Разное, к примеру, говорят о фильме Михалкова "Сибирский цирюльник", но мой сын, курсант сразу сказал, что этот фильм - точно о них. А ведь разница во времени измеряется столетием. Наверное, услышать такое для любого артиста или художника дорогого стоит. Извините, быть может, я задаю сложный вопрос:
- Да нет, вопрос как раз хороший. Дело в другом. Когда я прочитал сценарий, там изначально не было разграничений: эти хорошие, а те плохие. У чеченцев, которые воюют, - своя правда, у русских - своя. Мне понравилось, что в фильме нет такой установки, как, помните, раньше изображали: немцы дураки, а русские хорошие. Здесь все ясно и понятно. Война в нашем фильме - это, прежде всего, сломанные судьбы. Леший одинок. Девочка, которую спасает Аминат, в результате остается без отца и матери. Калечатся судьбы, людей убивают. Война - это беда. В фильме есть сцена, когда Леший не то чтобы плачется, но очень откровенно, из чувства одиночества делится душевными переживаниями со случайным человеком. В этом и есть ужас военной профессии, когда плечо некуда притулить. В мирное время военные должны уезжать к черту на кулички, от семьи, детей, близких. Поверьте, даже в кино нелегко проживать такие судьбы:
- Когда вы впервые почувствовали, что к вам стали относиться после той или иной сыгранной роли иначе?
- Я действительно почувствовал иное к себе отношение после фильмов "Беспредел" и "Серые волки", кстати, после "Мужской работы" тоже. Моя работа заставляет меня смотреть на жизнь и на все, что окружает, другими глазами. О профессии артиста пишут в газетах, и если всегда хорошо - то это надо воспринимать как знак - поставить себе большой вопрос: значит, у тебя какая-то проблема. Когда у меня все гладко, я пугаюсь. Впрочем, скажу честно: критики по большому счету никогда меня в пух и прах не разносили.
- Больше других право на критику имеет ваш учитель - Олег Табаков. Но те слова, которые он говорит о вас, очень ценны. Что вы знаете жизнь не понаслышке, правда, иногда сильно погоняете лошадь, на которой скачете. И что единственный, кто может вам помешать - это вы сами:
- Вот за это и ценю Олега Табакова. За мудрое отношение к нам, актерам. Я, к примеру, человек спонтанный по жизни, иногда такое "выкидываю" в театре! Три раза уходил и три раза меня не отпускали. При этом обижаюсь сам на себя, а причину происходящего ищу тоже прежде всего в себе. И уходил я не из театра, а пытался уйти от самого себя. Поиск нового: Но мудрый Табаков все понимает, он никогда никого не осуждает, относится к актерам, как к детям, которые растут, и каждый возраст надо пережить. Он может только протянуть руку помощи. И только от тебя зависит, нужна ли тебе эта поддержка. Когда Табаков протягивал мне руку помощи, я никогда от нее не отказывался. Для меня он, как отец, и я не боюсь это говорить. Надо быть просто последним подонком, неблагодарной свиньей, чтобы на что-то обижаться. Он для меня и щит, и меч. И все-таки приятно о себе читать и слушать хорошее. Недавно вот отметили нашу с Андреем Смеляковым игру в спектакле "Бег". Но, увы, жизнь так устроена, что более искренне жалеют человека, когда ему плохо, нежели радуются его удачам.
- Вы говорите об этом, как о пережитом.
- Такое приходит с годами. Состояние ума ведь это не начитанность и не сумма знаний. Это - мои личные поступки. Жизнь бросала меня из крайности в крайность. Я могу влюбиться до такой степени, что крышу сносит напрочь. Влюбился: Потому что: Черт знает, почему. Наверное, любовь для меня, как некая муза.
- Ощущение любви, вероятно, и дает вам ощущение вечной свободы: вы влюбляетесь, капризничаете, совершаете непонятные для других поступки.
- Но, тем не менее, начинаю понимать, во что это может перерасти.
- Ну, а это уже говорят вам ваши сорок, о которых вы сами постоянно напоминаете.
- Зарекаться, как известно, ни в чем нельзя. Обычно в таких случаях я вспоминаю Цвейга "24 часа из жизни женщины". Женщина с двумя детьми приехала на море и пропала. И первый вопрос полиции был, не могла ли она уйти с другим мужчиной. Да никогда! А именно это и произошло. 40-летняя женщина влюбилась в мужчину и бросила все. Великое слово - любовь.
- Знаете, о чем сейчас подумала: наверное, таким людям, как вы - с такими ощущениями и отношением к жизни, суждено быть именно артистом.
- Ну, я и стал артистом.
- Заслуженным артистом России. Скажите, а не растерялись бы, если вдруг пришлось зарабатывать на жизнь другим способом?
- Пока жив-здоров, умею делать все. Видимо, сказалась деревенская закваска. Могу водить машину, мотоцикл, трактор, извините, даже корову доить и сено косить, могу неплохо готовить. В свое время я занимался даже бизнесом, помогал своим братьям-близнецам, говорят, у меня хорошие администраторские способности. Кстати, лет десять назад Табаков предлагал мне стать директором театра Табакова.
- Однако вы по-прежнему идете своим путем и реально оцениваете происходящее.
- Если этого не происходит, наступает самая прогрессирующая болезнь. В жизни, в том числе и творческой, надо попытаться пройти свой путь и найти на все вопросы свои собственные ответы. Не исключено, что в 50-60 лет я, как Толстой, все в своей жизни поменяю. И это - нормально. Как сегодня нормальным для себя я считаю ощущение, что не смогу жить ни в одной стране мира, кроме России. Я прирос к этой земле. И понимаю, почему мой герой Чарнота в конце спектакля говорит: "У меня Родины более нет". Говорят, что люди на этих словах плачут, потому что понимают, что происходит в душе в такой момент. У нас в государстве много чего было, и вдруг сейчас что-то произошло. Для меня сегодня слово "Родина" - не стыдно. В 91-м году, когда я приехал в Америку, тогда было стыдно. Впервые - к моим сорока годам - мне становится не стыдно ни за страну, ни за Президента, ни за людей. И с этим ощущением внутри себя я выхожу на сцену.

18.219.95.244

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
170
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи