Семейное чтение "Детские секреты" семьи

18 сентября 2002, 15:05

В 1876 году Ф.М. Достоевский опубликовал статью под названием "Детские секреты". В ней он обратил внимание наших соотечественников на некое европейское новшество. Во Франции в среде зажиточных буржуа стали множиться семьи, имеющие всего двоих детей. Особенность этого явления заключалась в том, что подобное малочадие поразило только один слой общества. Богатых. Они начали планировать рождаемость, чтобы не делить капитал и не уменьшать богатства.
Экономисты и демографы знают, что самая низкая рождаемость не там, где низкий уровень жизни, а наоборот, в странах с наиболее высоким его уровнем. Таков парадокс: чем больше у человека пряников, тем меньше он желает ими делиться. В 1876 году писатель говорил о планируемой рождаемости как о чем-то чудовищно безнравственном. Но ему не могло даже пригрезиться, до чего дойдет это "планирование" в нашей стране всего за сто лет. Что Россия в двадцатые годы узаконит аборты. А в конце двадцатого века смертность в нашей стране в два с половиной раза превысит рождаемость! За короткий срок в сознании людей словно поменялись полюса добра и зла.
История народов Земли не знала такой самоубийственной морали, такого взгляда на деторождение, которые господствуют сейчас в мире.
В эти дни мы празднуем событие, которое стало гранью между Ветхим и Новым Заветом - Рождество Пресвятой Богородицы. Ее родители Иоаким и Анна прожили в браке пятьдесят лет и все же оставались бездетными. Их бездетность была более чем просто семейной печалью. Человек, лишенный детей, согласно Ветхому Завету, оказывался вне истории. Он не оставлял своего потомства в Израиле, а значит, Сам Бог, Податель жизни, хочет вычеркнуть этот род из книги жизни. О том же плачет и сама Анна: "Горе мне, бездетной! Должно быть, я самая грешная среди всех дочерей Израилевых, что одна перед всеми женами унижена. Дары всех принимаются в храме Божием, и за чадородие им оказывают уважение - я же одна отвержена от храма Господа моего! Кому я уподоблюсь? Ни птицам небесным, ни зверям земным, ибо и те приносят Тебе, Господи, плод свой, я же одна неплодна. Даже с землею не могу я сравнить себя, ибо и она проращивает семена и, принося плоды, благословляет Тебя! Я же бесплодна на этой плодоносящей земле!". И этот плач о нерожденных детях проходит через весь Ветхий Завет.
Для того сознания, которое называют "ветхозаветным" (нередко с оттенком уничижительности), ребенок - это чудо Божие, величайший дар, которым Бог может наградить человека. Ева, первая женщина на земле, впервые пройдя через роды, при виде первенца говорит удивительные слова: "Приняла человека я от Господа". А мы, люди двадцатого века, так же ли понимаем зачатие и рождение детей? Так же ли мы благоговеем перед тайной новой жизни?
Боги язычников - это всегда боги бытового благополучия. Во имя сытости и комфорта Израиль готов был отречься от Моисея и Бога и вернуться в языческое рабство. Во имя этого же комфорта палестинские племена готовы были приносить в жертву своих младенцев. И ту же цену (детская жизнь!) назначают русские женщины... На одного родившегося ребенка сегодня приходится трое убитых во чреве. И мы просим, чтобы Бог благословил миром и довольством такую Россию?
Желание получить в жизни больше материальных благ само по себе не греховно. Важно, какой ценой достаются нам эти жизненные победы. Иногда такие радости бывают горьки. Да, многочадие - это трудно, но это и большое счастье. Апостол сказал о женщине: "...спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием". Это естественный путь для женщины-христианки. Положить душу свою за других, за чад. Глава же семьи, муж, должен помнить, что отказываясь от рождения детей, он отказывается от Богом данного креста, а это, по словам святых отцов, приводит к тому, что человек получает новый, более тяжелый крест. В чем он? Это знает только Господь. Но крест этот будет.
В одной семье долгое время противостояли два взгляда на деторождение. Брат и сестра, родившиеся в начале века, имели свои семьи. Сестра вышла замуж за служащего, впоследствии инженера, и родила трех дочерей, а брат, большой партийный начальник, имел сына. "Некультурность, темнота", - упрекал он сестру за многочадие. На одну небольшую зарплату сестра с мужем вырастили и выучили дочек. Сумели дать им высшее образование, выдали замуж за хороших людей, понянчили внуков. Вырастил и выучил сына и брат. И вот на пенсии оказались они на летние месяцы соседями в разделенном отцовском доме в деревне. На одной половине всегда народ, уж кто-нибудь обязательно приедет из города. То пироги пекут, то именины справляют, самовар со стола не сходит. А брат выйдет со своей тихой половины на дорожку: "Когда-то мой Володька приедет..." Сын у него хороший парень, но заботиться ни о ком не привык. Вот и не едет по месяцу и дольше. Заболел "культурный" брат, полежал, полежал дома - сыну на работу надо, его жене тоже. Отдали его в хороший дом престарелых. Там он и умер через короткое время. Среди чужих людей. А сыну теперь под пятьдесят, детей нет и уж, наверное, не будет. Молодому пожить хотелось, боялся обузы, а потом уж так жизнь сложилась.
Мы так самоуверенны, считаем себя умнее и образованнее своих предков. Но наивно думать, что секреты планирования рождаемости были неизвестны нашим "дремучим" и "некультурным" пращурам. Это действительно детские секреты. Но подобное отношение к деторождению считалось чудовищным грехом.
Детская смертность у нас немалая. Если не болезнь, то опасные шалости, аварии на дорогах, случайности могут привести к трагедии. Священникам зачастую приходится отпевать единственного в семье ребенка. Более страшное несчастье трудно себе представить. Хорошо, если родители еще молоды и смогут как-то восполнить потерю, родив другое дитя. А если нет?
Еще одна проблема, связанная с малочадием - трудности будущей семьи "одиноких" детей. Один ребенок, да, пожалуй, и два воспринимаются родителями как полная личная собственность. Ведь с двумя детьми, кажется, еще можно справиться самостоятельно. А когда их становится трое и они не вмещаются в двух материнских руках, тогда мать невольно взмолится: "Помоги, Господи!" И оставит часть забот на Божию волю. Можно сказать, что с каждым ребенком родители все настойчивее призывают в семью Господа. Хоть труднее кажется, а милости Божией больше. "Ибо сила Моя в немощи совершается", - сказал Спаситель. Единственным же сыном или дочерью родители не хотят делиться ни с Господом, ни с будущим супругом или супругой.
Во время войны осталось вдовами великое множество русских женщин. Но сколько примеров замечательного воспитания они оставили! Дети с раннего возраста чувствовали свою ответственность и учились сопереживать и помогать матерям.
В православных гимназиях часто учатся дети из многодетных семей. Каждый преподаватель с уверенностью скажет, что эти дети добры, более настроены на действенную помощь, лучше понимают чужую индивидуальность. И еще одна особенность. Они крепче связаны со своей семьей.
Вопрос деторождения - один из самых трудных. Даже в некоторых церковных семьях он является камнем преткновения. Дело в том, что, веря в Бога, мы не всегда доверяем Ему. Не верим в Его непрекращающуюся ни на минуту заботу о нас. Не верим в Промысел Божий. Забываем, что все блага мира - солнце и дождь, пища и здоровье, материальное благополучие и душевный покой, - все от Господа. Верующий человек на опыте знает, как спорится труд, благополучно совершается дело, когда на них есть благословение Божие. "Без Меня не можете делать ничего", - предупреждает Спаситель. Предупреждает тех, кто надеется только на свои силы. И мы можем заметить, как нередко упорный и разумный труд не приносит ожидаемых результатов. Собственно, детские секреты семьи - это вопрос доверия и любви ко Господу.
"Таковых есть Царствие Божие", - подобил Спаситель детей небожителям. И никто так, как дитя, не воплощает собой бескорыстную и беспредельную любовь Божию. Дитя - это и есть сама любовь, и поэтому оно наиболее близко Богу, сущность которого также - любовь. "Кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает", - сказал Спаситель. Не отвергать, а принять сие дитя во имя Христа надлежит христианским супругам. Аминь.
По материалам публикаций священника Сергия Николаева и диакона Андрея Кураева.

18.222.109.213

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
33
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи