Полководец

03 мая 2006, 23:54

Накануне 61-й годовщины Великой Победы мы в очередной раз вспомним тех, кто отстаивал свободу и независимость нашей единой Родины — Союза Советских Социалистических Республик, страны, объединявшей сотни народов и национальностей. Все они встали на ее защиту. Закавказская Армения к 1941 году насчитывала всего полтора миллиона человек, оставаясь после турецкого геноцида 24 апреля 1915 года самой малочисленной среди других республик. И все же треть ее населения (практически все мужчины) ушли на фронты Великой Отечественной войны. Более половины не вернулись…

Десятки тысяч воинов-армян удостоились наград, орденов и медалей. Звание Героя Советского Союза было присвоено 107 солдатам и офицерам, представителям этой национальности (в том числе 38 — посмертно), тремя орденами Славы награждено 27 человек.

Армянские села небольшого Нагорного Карабаха знамениты тем, что дали фронту 156 генералов и офицеров, здесь родились будущие полководцы Советской армии: маршал Советского Союза Иван Христофорович Баргармян, адмирал флота Советского Союза Иван Степанович Исаакян (Исаков), маршал авиации Арменак Артемович Ханферянц (Степан Александрович Худяков), главный маршал бронетанковых войск Амазасп Хачатурович Бабаджанян. Ивана Христофоровича Баграмяна помнят и чтут как одного из самых выдающихся личностей новейшей истории Армении. О его ратном пути и некоторых фактах из жизни маршала и пойдет речь.

Военную службу Иван Баграмян начал в 1915 году, воевал на Кавказском фронте. После февральской революции 1917 года находился в армии дашнаков, а в декабре 1920-го вступил в Красную армию и участвовал в гражданской войне в составе 11-й армии. Окончив курсы усовершенствования командного состава, около восьми лет командовал полком, потом был на оперативных штабных должностях. Затем учился в Военной академии имени Фрунзе и Военной академии Генерального штаба.

История из жизни Баграмяна

Чтобы сфотографироваться на паспорт, уволенный из армии в 1938 году как родственник врага народа, будущий маршал Советского Союза Иван Баграмян одолжил пальто у жены, так как никакой гражданской одежды у него не было.

В Великую Отечественную войну Иван Христофорович вступил в должности начальника оперативного отдела штаба Киевского особого военного округа, преобразованного в Юго-Западный фронт. «Главный оператор штаба», как называл этот пост Б.М. Шапошников. Эта работа очень сложна и ответственна и в мирное время, особенно на учениях. Но кто бы мог себе представить, каково было положение начальника оперативного отдела штаба Юго-Западного фронта в сложнейшей обстановке 1941 года! Однако и в этой чрезвычайной ситуации И.Х. Баграмян не растерялся, довольно организованно и самоотверженно выполнял свои обязанности.

Ряд ошибок командования и штаба Юго-Западного фронта привели летом 1941 года к серьезным неудачам. Ведя боевые действия с наседавшим противником, часть штаба во главе с Баграмяном вышла из окружения. Причем, в переходе по тылам противника ему удалось присоединить к себе различные разрозненные части, и он вывел к своим войскам группу, насчитывавшую до 20 тысяч человек.

После выхода из окружения Баграмян был назначен начальником штаба Юго-западного направления, где командующим стал маршал С.К. Тимошенко. По плану, разработанному Баграмяном, и при его активном участии проводилась одна из первых с начала войны наступательных операций, в результате которой был освобожден Ростов-на-Дону и войска противника отброшены к реке Миус. В эти тяжелые дни начального периода войны, когда крайне редко награждали и присваивали звания, Баграмяну в августе 1941 года было присвоено звание генерал-майора, а в декабре — генерал-лейтенанта.

Главной причиной катастрофы мая 1942 года, когда наши войска не смогли овладеть Харьковом, была неправильная оценка Ставкой ВГК и Генштабом замысла предстоящих действий противника. Недостаточно было выделено танковых войск, артиллерии и авиации и на это направление. Наша разведка не смогла своевременно выявить сосредоточение крупных сил противника на стыке Юго-Западного и Южного фронтов. Только благодаря поддержке Г.К. Жукова, И.Х. Баграмяна не постигла тяжелая участь репрессии. Но в тот тяжелый момент он не сломался, сохранил самообладание и сделал для себя должные выводы. Вскоре Иван Христофорович был назначен командующим 16-й армией, которая позже была переименована в 11-ю гвардейскую. Эта армия участвовала в зимнем наступлении 1942-1943 годов с целью сковать немецко-фашистские войска на Западном направлении и не допустить их переброски под Сталинград. В июле 1943-го, в период Курской битвы, Баграмян подготовил и провел наступательную операцию в составе войск Брянского фронта, нанося главный удар с севера на юг на Орловском направлении.

В ноябре 1943 года Иван Христофорович был вызван в Москву, где Сталин объявил ему о назначении командующим войсками 1-го Прибалтийского фронта, заметив при этом: «Успешно проведенная вами операция в районе Орла и Брянска убеждает в том, что новый пост будет вам по плечу». Одновременно ему было присвоено звание генерала армии. Под командованием Баграмяна войска 1-го Прибалтийского фронта провели Городокскую, Витебско-Оршанскую, Полоцкую, Шяуляйскую, Рижскую, Мемельскую операции, овладели Кенигсбергом, Земландским полуостровом, блокировали и пленили 33 дивизии Курляндской группировки, насчитывавшей около 190 тыс. человек. В феврале 1945 года, когда вместо погибшего генерала Черняховского командующим 3-м Белорусским фронтом был назначен А.М. Василевский, И.Х. Баграмян стал командующим Земландской группой войск, созданной на базе войск 1-го Прибалтийского фронта, и одновременно выполнял обязанности заместителя командующего войсками 3-го Белорусского фронта.

История из жизни Баграмяна

Как-то в машине Баграмян с офицерами штаба возвращался на командный пункт фронта, находившийся за городом Елгава. При выезде из города их машина остановилась на КПП у шлагбаума. Там стоял солдат с забинтованной головой и перевязанной левой рукой. Увидев генералов в машине, он принялся торопливо поднимать правой рукой шлагбаум, который был сделан из толстого ствола березы. Как только машина тронулась вперед, веревка вырвалась из рук ослабевшего солдата, и береза со всей силой обрушилась на машину и смяла крышу. Чудом никто не пострадал. Когда все немного успокоились, Иван Христофорович вышел из машины, подошел к перепуганному солдату, положил руку на плечо: «Ничего, товарищ, ничего. Все в порядке».

Когда сели в машину и поехали дальше, командующий артиллерией фронта генерал-полковник Хлебников вспомнил Пушкина: «Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид»... В ответ Баграмян сказал: «Воистину Пушкин – энциклопедия: у него есть стихи, кажется, на все случаи жизни».

После войны Иван Христофорович командовал войсками Прибалтийского военного округа, с 1954 года был главным инспектором Министерства обороны, заместителем министра обороны, в 1956-1958 годах — начальником Военной академии Генштаба, с 1958-го — заместителем министра обороны, начальником тыла Вооруженных сил, а с апреля 1968 года — генеральным инспектором группы генеральных инспекторов. Герой Советского Союза, награжден пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Красного Знамени, двумя — Суворова I-й степени, орденом Кутузова I-й степени, польскими и монгольскими орденами, многими медалями.

История из жизни Баграмяна

Забавный случай произошел и в Латвии, где после войны Баграмян командовал Прибалтийским военным округом. В 1946 году Ивана Христофоровича избрали в Верховный Совет Латвийской ССР. Он прибыл на первую в новом году сессию. Но неожиданно председательствующий открыл заседание речью на латышском языке. Остальные тоже стали выступать по-латышски. Естественно, многие депутаты были в недоумении, так как не все знали латышский. После третьего оратора слово попросил Иван Христофорович. Когда он взошел на трибуну, стал говорить по-армянски. После этого случая все заседания стали проходить на русском языке, который понимали все присутствующие.

По воспоминаниям председателя Совета ветеранов поселка и санатория «Барвиха» В.А. Собко, именно маршалы Баграмян и Конев в марте 1965 года стали инициаторами создания этого Совета и мемориального братского кладбища на территории санатория.

По материалам

Махмута Гареева.

18.117.72.224

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
1 723
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи