Я обвиняю!

710
Четверг, 9 февраля 2012, 06:07

Потрясающий по честности и глубине анализа бездны, в которые провалились нынешние российские элиты (настоящие элиты, а не путинские нувориши и попса) написал Михаил Аркадьев — дирижер, пианист, музыкальный теоретик, философ, правозащитник. Заслуженный артист РФ, доктор искусствоведения, профессор Высшей школы экономики.

Выкладываю его полностью, потому что не могу даже выбрать что цитировать, настолько важно все, что он пытается донести до представителей этих элит и до нас с вами:

Изображение

Я сознаю, что я не Эмиль Золя, и мой голос услышат немногие. Но сказать то, что я собираюсь сказать, необходимо сказать кому-то именно сейчас. И сказать об этом должен классический музыкант, живущий в России.

Я обвиняю эту власть, власть Путина и тот властный слой, представителем и воплощением которого он является, в необратимом растлении страны, в бессовестном преступном нравственном расколе России.

Сейчас этот раскол, эта трещина проходит по сердцам и душам всех без исключения людей живущих в России.

Или уже не живущих в ней, но внутренне связанных с Россией по рождению, языку и воспитанию.

4 февраля 2012 года я с тяжелым сердцем понял, что Болотная и Поклонная — символ разрыва в душе народа, разрыва сознательно и изощренно спровоцированного властью. Сегодня, 7 февраля 2012 года я неожиданно для себя самого заплакал от горя, ужаса, жалости, бессилия, недоумения, прочтя, что Алиса Фрейндлих (в последней редакции списка фамилии Алисы Фрейндлих нет — Прим. Ред.) стала доверенным лицом премьер-министра в его, так называемой, «президентской компании». Рядом с ней я увидел имена выдающихся классических музыкантов с мировым именем Юрия Башмета и Валерия Гергиева.

Но плакал я не из-за коллег-музыкантов, а из-за великой актрисы Алисы Фрейндлих, которая для нескольких поколений была образцом таланта, душевной чистоты и преданности ремеслу театра, тому ремеслу, которое со времен Эсхила невозможно было представить без служения правде, слову, мысли и человеческой совести.

С того момента, когда такие люди, как Фрейндлих, заняли позицию сознательной поддержки лживой, циничной, преступной, блатной власти, обрекающей страну на нравственное, политическое и экономическое вымирание, трещина прошла прямо по сердцам миллионов тех, кто их любил.

Трещина эта стала видна на двух московских площадях еще 4 февраля. Наивный и по-детски душераздирающий вопрос: как теперь смотреть любимые фильмы и спектакли с Фрейндлих, как читать ее воспоминания, не ловя себя на мысли, что она в конце карьеры позволила себе забыть, что происходит в стране с простыми людьми, к которым она всю жизнь обращалась со сцены и с экрана, происходит благодаря власти Владимира Путина — Горлума, надевшего Кольцо Всевластия?

А что, собственно, происходит?

Происходит то, что и происходило последние 300 лет — медленный упорный террор номенклатуры, наглое торжество чиновничьего государства, одетого теперь в гламур и ворочающего конвертируемыми в личную власть миллиардами. Наше государство никогда не было слабым, оно всегда было и остается чересчур сильным, особенно сейчас, когда оснащено ядерным оружием и, когда любая средняя или высшая должность обеспечивает представителю власти личное долларовое богатство. Но большинство населения малодушно, просто из страха потерять иллюзию защищенности, уверено, что государство еще слишком слабо, что его нужно еще и еще укреплять, что нужно наводить «порядок», и на этом играет, будет играть и будет выигрывать чиновничья элита.

Блатное сознание основано на унижении, узаконенном беззаконии, культе хитрости, подлости, издевательства, поддержке грубого, или изощренного насилия. Изощренность насилия оснащена теперь корпоративно-личными капиталами. Власть, непрерывно попирая свою собственную конституцию и фундаментальные представления о законе и праве, приучая к этому народ, занимается патерналистко-блатной поддержкой знатных артистов, режиссеров, музыкантов.

Ужас ситуации с Фрейндлих не в частном мнении Алисы Бруновны, на которое она имеет полное право, а в том, что с момента записи ею политического ролика и согласия на роль доверенного лица, она добровольно приняла на себя прямое (ведь в косвенном можно упрекнуть каждого из нас) соучастие в лжи, грабеже и преступлениях режима. Но я не могу и не хочу чрезмерно обвинять Алису Фрейндлих, ведь ее прямая политическая поддержка Путина вызывает скорее чувство ужаса, стыда и жалости.

Но я обвиняю своих коллег — «музыкантов в законе», героев современного классического истэблишмента Валерия Гергиева и Юрия Башмета. Я обвиняю их, живущих на почти заслуженные (если бы не постоянная поддержка сначала советской, затем постсоветской государственной системы) мировые гонорары и на гораздо менее заслуженные огромные подачки власти.

Я обвиняю их в распределении этих подачек среди подчиненных им и зависящих от них денежно и карьерно молодых и не очень молодых коллег.

Я обвиняю их в том, что они способствовали или ничем не помешали воцарению власти откатных денег и лично-семейно-блатной протекции в классической музыке.

Мне совершенно ясно, без малейших иллюзий, что таким, как Валерий Гергиев и Юрий Башмет, совершенно наплевать, что о них думаю я и многие другие музыканты, не уступающие им ни талантом, ни мастерством, но не желающие играть в гламурные и преступные социальные игры и тем самым радикально рискующие своей карьерой.

Великие музыканты Гергиев и Башмет захватили все пути, по которым музыканты, не связанные отношениями протекции, могли бы помимо них попасть на большую сцену и доказать миру свою состоятельность, мастерство и величие.

Я обвиняю Гергиева, Башмета и им подобных в нравственном растлении нескольких поколений молодых музыкантов, которые во многом благодаря им убеждены, что мерой мастерства и таланта являются деньги, деньги, еще раз деньги и только деньги. Именно они убедили и приучили молодежь к тому, что главное — это использовать свое бессмертное ремесло для гламурного успеха, при циничном равнодушии к так называемой «политике».

Речь идет о равнодушии к кричащим фактам государственного насилия, беззакония, экономической газово-нефятной симуляции, тотального чиновничьего откатного грабежа, обрекающих население страны на жизнь без будущего, в том числе унизительной нищеты десятков тысяч российских классических музыкантов.

Спросите россиянина, в том числе музыканта, живущего на зарплату, на сколько недель вперед он может планировать свою жизнь и жизнь своей семьи? Спросите коллегу-музыканта в тех городах, где вы гастролируете, всегда ли он может финансово позволить себе купить билет на ваши концерты?

Как только что выяснилось, ни о каком чистом искусстве речь у вас не шла и не идет, вы обманывали профессиональную музыкальную молодежь и публику. В мгновение ока вы, представители одного из самых возвышенных и бескорыстных искусств, добровольно превращаетесь не в политиков, нет, а в обслуживающий персонал одного из самых позорных, циничных и преступных правителей в истории России, первого в российской истории политического симулянта глобального масштаба.

Вы искренне убеждены, господа и коллеги, что вами движет благородное желание стабильности для страны? Ну, так вы ошибаетесь, и это та самая ошибка, которая хуже, чем преступление.

Дело не только в том, что нарушаются и будут еще больше нарушены базовые основания свободы, не только в том, что реальна угроза активно репрессивного режима, но в том,что эти методы абсолютно бесперспективны именно с прагматической точки зрения.

Централизованные, вертикально контролируемые экономики — слабейшие и самые короткоживущие в мире, даже если у них есть десятилетний период относительного успеха. Они абсолютно не в состоянии справиться с базовыми экономическими проблемами мирного времени, в том числе с построением экономической инфраструктуры: дорог, коммуникаций и защиты частной собственности.

Реальная история демонстрирует жизнеспособность и длительную (а не кратковременную, как при Гитлере-Сталине-Путине) мощь открытых обществ, даже учитывая глобальные системные кризисы. Ностальгия по «сильному»государству в России, наглое использование этой ностальгии и иллюзии стабильности преступной властью неизбежно и совершенно объективно приводят к дестабилизации всей системы. И это было ясно сразу, с момента принятия Путиным курса на реставрацию власти силовых структур.

На самом деле, коллеги, поймите, если вы вообще готовы что-либо понять, что лодку раскачивает не оппозиция, а с преступным упорством сама властная вертикаль. Вертикаль без обратных связей — самый верный путь к дестабилизации системы.

Все это неизбежно приведет к еще большему обнищанию страны и людей. Только свободный, обладающий достоинством и реальной частной собственностью человек может себя прокормить. Только государство, жестко контролируемое снизу, сверху и сбоку СМИ, судом и законом, длительно жизнеспособно.

Я обвиняю вас, встроенные в систему коллеги с мировым именем, в том, что вы не находите в себе ни интеллектуального мужества для понимания обреченности путинизма, ни личного мужества, чтобы Путину противостоять. Позор ситуации состоит в том, что здесь вы ничем не рискуете, ваша жизнь, ваши мировые гонорары давно материально не зависят от Путина и всей его камарильи, как видимой, так и невидимой.

Вы вполне и давно, Валерий Абесслович и Юрий Абрамович, могли бы послать нашего Горлума на три и даже больше букв. Ваше физическое и профессиональное выживание никак не связано с этой системой. С этой системой связана только ваша личная власть, ваша московская или питерская гламурная жизнь и некоторые, пусть и важные творческие проекты. Но вы, закрывая глаза на тотальное беззаконие системы, на страдания политических заключенных, на преступный сервильный суд, на убивающую будущее российской экономики систему откатов и зависимость от трубы, не просто пользуетесь благами преступной системы, а активно выступаете как услужливые лакеи за ее сохранение в тот момент, когда ваш голос мог бы прозвучать как отрезвляющий, сильный и слышный во всем мире. Но вам не до этого.

Я напоминаю вам, что кроме вас существуют такие музыканты, как Арво Пярт, посвятивший свою симфонию Михаилу Ходорковскому, и Гидон Кремер, отказавшийся принимать участие в практике мирового продажного музицирования.

Я обвиняю вас в цинизме российского и международного масштаба, в том, что вы позволили себе забыть, что настоящее, то есть, по словам Марины Цветаевой, и современное, и подлинное искусство возможно только при свете совести.

Я прекрасно понимаю, что вы властители не только умов и душ музыкантов, но и убивающего классическую музыку российского и мирового музыкального менеджмента. Я отдаю себе отчет, что ни у меня, ни у многих моих коллег и друзей не было раньше и тем более не будет сейчас шансов доказать, что есть музыканты, не уступающие вам ни в таланте, ни в уме, ни в мастерстве.

Я знаю, что мое и моих друзей физическое и творческое выживание напрямую связано с отношением к нам той преступной системы, неотъемлемой частью которой вы являетесь. Но, перефразируя знаменитый афоризм, я хочу сказать вам в лицо: тот, кто не готов ради свободы и творчества пожертвовать своим благополучием в условиях преступной и циничной власти, не достоин ни свободы, ни благополучия, ни творчества.

Михаил Аркадьев

Новая Газета

8.02.12

novayagazeta.ru/politics/50932.html

Гость
#
Да здесь сложно добавить комментарии. Такие чувства посетили и меня за последнюю неделю. Видя весь этот циничный фарс который был разыгран на Поклонке и с доверенными лицами у меня лично возникло чувство такого презрения не только к нашей культурной элите, но и к тем несчастным которые были вынужденны приехать на Путинский митинг. Безвольная серая толпа в какой нибудь КНДР имеет хоть слепую веру в своего правителя, а наши, что элита, что народ все ненавидят власть, но шкурный интерес не дает проявить гражданскую позицию. Каждый народ заслуживает своего правителя. Так и мы россияне большего не заслуживаем. И дорогие наши москвичи заслуживают того, что-бы проводить пол жизни в пробках пока везут наших слуг. и пр…
gorkaya_pravda
лично#
Гость: но шкурный интерес не дает проявить гражданскую позицию.
Меня всегда удивляли именно Башмет и Гергиев — уж казалось бы людям такого уровня мировой славы стелиться перед любой властью абсолютно незачем.
Однако оказалось, что путинское кумовство разъело уже и нашу культуру — там оказывается тоже самое что везде.
Так отвратительно.

А сегодня еще увидела позорнешее интервью Табакова
rus.azattyk.org/conten…_tabakov/24475580.html
Это вообще немыслимо.
То он сурковское «Околонуля» превозносил, а теперь докатился до последний стадии…

Потом мне лично очень тяжело отстранено воспринимать творчество таких людей.
Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба.
#
Цитата: …не могу даже выбрать что цитировать, настолько важно все, что он пытается донести до представителей этих элит и до нас с вами…
Подробнее: odintsovo.info/white/blog.asp?id=11248

Всё что можно и нужно было «донести… до нас с вами» укладывается в несколько цитат:
Цитата: …Болотная и Поклонная — символ разрыва в душе народа, разрыва сознательно и изощренно спровоцированного властью…

…большинство населения малодушно, просто из страха потерять иллюзию защищенности, уверено, что государство еще слишком слабо, что его нужно еще и еще укреплять, что нужно наводить «порядок», и на этом играет, будет играть и будет выигрывать чиновничья элита…

…лодку раскачивает не оппозиция, а с преступным упорством сама властная вертикаль. Вертикаль без обратных связей — самый верный путь к дестабилизации системы…
Остальное, уж простите, жалкое нытьё жидовича, отлучённого от кормушки своими же.
Цитата: …я увидел имена выдающихся классических музыкантов с мировым именем Юрия Башмета и Валерия Гергиева.
Но плакал я не из-за коллег-музыкантов, а из-за великой актрисы Алисы Фрейндлих…
Зацепился за Фрейндлих и всё же 2/3 статьи плакался о своих обидах.
Странно, что «Я обвиняю…» звучит именно сейчас. Раньше времени не было, или всё устраивало?
Matthaus
лично#
Цитата: Владимир Путин перед выборами для своего пиара ищет удобных собеседников, может быть, ему поговорить с Ольгой Кругловой из Домодедова, у которой двое больных детей. Сиротой Эльвиной Бакиевой, которую оштрафовали за то, что государство не дает ей положенное жилье. Татьяной Бартош, которая не может в течение трех лет устроить ребенка в детский сад и пойти работать, живет впроголодь. Алексеем Потакуевым, которому не отдают зарплату, потому что в стране нет настоящих профсоюзов, не работает прокуратура. Поговорить бы премьеру с доведенными до отчаянья людьми, а потом уже писать свою предвыборную программу.

К сожалению, с такими «бандерлогами» из подвалов Путин за время своего правления так и не удосужился встретиться. К нему подвозили, рассаживали в кабинетах, расставляли по дорогам ряженных, которым он рассказывал, как гребет на каких-то галерах, какие прекрасные перспективы будут у страны в далеком 2020 году. Он вещал, а не слушал, словно отвлекал внимание людей, давая возможность в это время олигархам и чиновникам грабить страну и нас.
Гость
#
«Где опасность, там и спасение.»
Фридрих Гельдерлин
Эту фразу Гегелева дружка Аркадьев поставил эпиграфом к своей «Лингвистической катастрофе». Самое время ему вспомнить эти слова.
Горе от ума, короче.
galdin
лично#
«…вы позволили себе забыть, что настоящее, то есть, по словам Марины Цветаевой, и современное, и подлинное искусство возможно только при свете совести…»
Вот, наверное, ключевые слова…
Гость
#
galdin: «…вы позволили себе забыть, что настоящее, то есть, по словам Марины Цветаевой, и современное, и подлинное искусство возможно только при свете совести…»
Вот, наверное, ключевые слова…
Александр Петрович, попробуйте представить, что «свет совести» говорит кому-то о том, что противоположно Вашему «свету совести».
И кто в этом случае тут не прав?
Жизнь многогранна.
ac19411941
лично#
galdin: «…вы позволили себе забыть, что настоящее, то есть, по словам Марины Цветаевой, и современное, и подлинное искусство возможно только при свете совести…»
Вот, наверное, ключевые слова…
А где твоя так называемая совесть? Колбасова с секретарей чего турнул? Поляну зачищаешь?
galdin
лично#
Меня совесть не мучает, потому что работаю… Кому нравится, кому нет, но совесть у меня чиста. А перестановка кадров в партии — это далеко не Шаченкова ума дело…

И еще — «свет совести» может быть и есть только один… И наличие другого у кого то — это уже бессовестность… Это как вчера один из заместителей главы города Одинцово заявил мне о том, что «Совесть — это понятие не материальное…».
ac19411941
лично#
galdin: Меня совесть не мучает, потому что работаю… Кому нравится, кому нет, но совесть у меня чиста. А перестановка кадров в партии — это далеко не твоего ума дело…
Голосовать за Едроссов — с чистой совестью, и их награждать — это по Галдину. Да тормозить коммунистическое движение — это по тебе.
А что моего или не моего — тебя это не должно епать…народ давно разобрался…
galdin
лично#
Шаченкову — да народ уже разбирается — и голосует все больше за коммунистов, за КПРФ! И все больше людей голосует именно по совести!
Гость
#
galdin: Меня совесть не мучает, потому что работаю… Кому нравится, кому нет, но совесть у меня чиста. А перестановка кадров в партии — это далеко не Шаченкова ума дело…

И еще — «свет совести» может быть и есть только один… И наличие другого у кого то — это уже бессовестность… Это как вчера один из заместителей главы города Одинцово заявил мне о том, что «Совесть — это понятие не материальное…».
Представьте себе, что чья-то совесть совершенно искренне вещает своему владельцу противоположное вашему «свету». И у другого человека тоже есть совесть. Но ему, к примеру, стыдно голосовать за КПРФ, потому что он искренне считает, что это зло для страны.
Это бессовестность, по-вашему?
ac19411941
лично#
galdin: Шаченкову — да народ уже разбирается — и голосует все больше за коммунистов, за КПРФ! И все больше людей голосует именно по совести!
Всё правильно! Там где работает Кошовский — там Народ голосует за КПРФ. А там где Галдин — то не голосует. Парадокс? Нет! Не парадокс! А диагноз тебе как тормозу. Давно понятно многим, что ты рассматриваешь свое пребывание в КПРФ как обыкновенную карьеру номенклатурщика. Шарфиками да маечками народ в заблуждении долго не продержишь.
r_o_o_t
лично#
Достали со своим нытьем, имел вас всех царь, имел советский союз, имеет Путин и будут иметь его последователи, независимо от своих политических пристрастий. Ибо все ноющие в интернетах — безвольные, ни на что не способные уебаны!
arthas
лично#
После государственных людей ходил я к поэтам — и к трагическим, и к дифирамбическим, и ко всем прочим, — чтобы хоть тут уличить себя в том, что я невежественнее их. Брал я те из их произведений, которые, как мне казалось, всего тщательнее ими обработаны, и спрашивал у них, что именно они хотели сказать, чтобы, кстати, научиться от них кое-чему. Стыдно мне, афиняне, сказать вам правду, а сказать все-таки следует. Одним словом, чуть ли не все там присутствовавшие лучше могли бы объяснить творчество этих поэтов, чем они сами. Таким образом, и о поэтах я узнал в короткое время, что не благодаря мудрости могут они творить то, что творят, но благодаря какой-то природной способности и в исступлении, подобно гадателям и прорицателям; ведь и эти тоже говорят много хорошего, но совсем не знают того, о чем говорят. Нечто подобное, как мне показалось, испытывают и поэты; и в то же время я заметил, что из-за своего поэтического дарования они считают себя мудрейшими из людей и во всем прочем, а на деле это не так. Ушел я и оттуда, думая, что превосхожу их тем же самым, чем и государственных людей.

Наконец пошел я и к тем, кто занимается ручным трудом. Я сознавал, что сам, попросту говоря, ничего не умею, зато был уверен, что уже среди них найду таких, кто знает много хорошего. Тут я не ошибся; в самом деле они умели делать то, чего я не умел, и в этом были мудрее меня. Но, афиняне, мне показалось, что они грешили тем же, чем и поэты: оттого что они хорошо владели своим делом, каждый из них считал себя самым мудрым также и во всем прочем, даже в самых важных вопросах, и это заблуждение заслоняло собою ту мудрость, какая у них была; так что, желая оправдать слова оракула, я спрашивал сам себя, что бы я для себя предпочел: оставаться ли таким, как есть, и не быть ни мудрым их мудростью, ни невежественным их невежеством или, как они, быть и мудрым и невежественным. И я отвечал самому себе и оракулу, что лучше уж мне оставаться как есть.

© Платон, «Апология Сократа».
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи