«Большевики», Репин

1 302
Суббота, 4 ноября 2017, 21:37

Художники, на мой взгляд, обладают способностью увидеть и перенести на холст такие детали и штрихи (природы, события, действия, человека и т. д.), которые не требуют двоякого толкования. Они сами по себе убедительны и бесспорны, в силу либо максимально реалистичной переданности кистью в изображение, либо по причине умелого нахождения таких тонких нюансов реальности, которые вызывают точнейшую психоэмоциональную реакцию зрителя, определяющего в этих нюансах суть самого события, действия, или характеристику изображённого лица.

Вот эту картину Илья Ефимович нарисовал в 1918 году, и она считается незаконченной. Он рисовал, если верить источникам (или если я правильно понял), несколько раз этот сюжет.

Помимо упомянутого названия, это ещё и «Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка», и «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб».

Я бы не стал ничего тут комментировать, всё изображено на полотне. Всё очень самодостаточно изображено.

Не касаясь никоим образом политики, либо каких-то круглых трагических дат на фоне парадно-лживой трескотни, замечу лишь, что страдания одного маленького человечека (я не ошибся в написании этого слова, любящие родители часто так говорят) на этой картине считаю возможным рассматривать для себя как квинтэссенцию всего эпохального страдания моего народа в последние сто лет.

Заканчивая эту заметку, вспомнилось вдруг читанное неоднократно, что в лагере, на зоне, в тюрьме (как исторически-обоснованно много, к сожалению, мы знаем об этой части жизни!) пайка есть единственное, на что нельзя посягать; табу. Но я заранее извиняюсь на возможную неуместность каких-то сравнений, которые могут возникнуть у кого-то… Это всё сила художника, величие кисти Ильи Ефимовича на меня подействовали.

Берегите себя и окружающих. Наше будущее в гуманном отношении друг к другу.

biunit
лично#
sds87: Активизировались. Черным цветом мазать большевиков. Как же все эти олигархи и их обслуга боиться повторения тех событий. Нет. Их сердцу милее тупое временное правительство, где сидели тамошние олигархи и безвольный царь, которые довело страну до цугундера. А большевики для капиталистов — зло. А Репин, как и любой художник, конечно, «обективен». Хотя картины — это истинный субъективизм художника, выраженный визуально. Репин выразил все свои страхи и фобии, свое ИМХО. Делать его мнение объективным? Это глупость.
Обратите внимание, что речь идёт о картине. Автор назвал её именно так, как назвал.
В чём причина негодования вашего, сударь? О каких олигархах и обслуге вы ведёте речь?

Умилительно звучит слово «активизировались…»))
Как из пропагандистских книжек типа «По ту сторону рассвета» середины 70-х годов…

Про тупое Временное правительство… ну, это не очернение истории своей страны, конечно же))

Вы стали категоричны, к сожалению. Вам не идёт. Это, конечно, ваше дело, но лично мне жаль.
biunit
лично#
itdoc: В заключение своего выступления, предлагаю автору обратить внимание на тот факт, что так называемое изобразительное искусство в конце 19-го века выполняло общественную функцию, которую сейчас выполняет, например, телевидение. Кино стало важнейшим из искусств чуть позже.
Ничего не понял, честное слово, но за основательность изложения и ссылки на интересное — спасибо.
sds87
лично#
biunit: Ничего не понял, честное слово, но за основательность изложения и ссылки на интересное — спасибо.
А что тут можно не понять? То, что изобразительное искусство — это одно из первых средств пропаганды? Itdoc привел пример пропаганды допечатной и дотелевизионной эры.
itdoc
лично#
biunit: Ничего не понял, честное слово, но за основательность изложения и ссылки на интересное — спасибо.
Мной оспаривается утверждение, согласно которому
Цитата: Художники, на мой взгляд, обладают способностью увидеть и перенести на холст такие детали и штрихи (природы, события, действия, человека и т. д.), которые не требуют двоякого толкования. Они сами по себе убедительны и бесспорны…
Общеизвестно, что в качестве другого «убедительного и бесспорного» произведения И. Е. Репина вторую сотню лет используется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

«16 января 1913 г. в Третьяковскую галерею пришел человек. Постоял около «Боярыни Морозовой» Сурикова, затем решительно повернулся, подошел к картине Репина «Иван Грозный и сын Его Иван», постоял и, молниеносно выхватив сапожный нож, нанес по полотну три удара.

Он буквально исполосовал центр картины.

Вязавшие его смотрители слышали его бормотание: «Кровь! К чему кровь! Долой кровь!» По другим свидетельствам: «Довольно крови! Довольно крови!»

Напавший на картину оказался старообрядцем, причем иконописцем, сыном крупного мебельного фабриканта. Звали его Абрам Абрамович Балашов.

Газеты сообщали: «16 января, в 12 часу дня, в Третьяковской галерее, по Лаврушинскому переулку, имел место следующий небывалый случай: была изрезана известная картина Репина — «Убийство Иоанном Грозным своего сына». В это время среди прочих посетителей в художественную картинную Третьяковскую галерею пришел прилично одетый молодой человек. Это был московский домовладелец Абрам Абрамов Балашев, 29 лет, проживающий в своем доме, по Кладбищенскому проезду, по профессии — иконописец. Бегло просмотрев некоторые картины, Балашев вошел в ту комнату, где была картина Репина. Выхватив нож, Балашев внезапно бросился к картине и принялся наносить удары. Всего нанесено три удара, причем от каждого удара полотно оказалось разрезанным на 8 вершков. Всего в полотне испорчено 24 вершка. Порча причинена в главных местах картины, — прорезаны лица. Балашев был задержан, освидетельствован врачами, признан сумасшедшим и помещен в центральный приемный покой для душевнобольных. На публику бывшую очевидицей такого дикого поступка Балашева, порча картины Репина произвела удручающее впечатление».

Совпадение этого события с начинавшимся в России как раз в то время празднованием 300-летия Дома Романовых многим представлялось совпадением не случайным. Правда, каждый трактовал его, как говорится, в меру своей испорченности.

На картину, по словам нынешних апологетов художника, «как на живого человека в 1913 году, в дни празднования 300-летия Дома Романовых было совершено покушение».

В 1962 г. в популярном журнале можно было прочитать, например, и такое: «Репин считал, что тот [А. Балашов] просто хотел «выслужиться» перед царем в канун трехсотлетия».

Но так ли это? — Совершенно иной взгляд на причины происшедшего был у М. Волошина, обладавшего широкими познаниями не только в области живописи, но и вообще мировой культуры и искусства.

«Те данные, — писал он, — которые газеты сообщают об Абраме Балашове, говорят о нем очень красноречиво. Он высок, мускулист, красив. Он был исключен из училища (значит талантлив). Он любитель старинных икон и книг (значит человек, обладающий настоящим художественным вкусом). Он старообрядец (значит человек культуры, а не цивилизации). Все это дает образ человека талантливого, художественно культурного, но нервного и доведенного русской действительностью до пароксизма жалости.

Что он человек, обладающий художественно верным чутьем, явствует из того, что он пред этим стоял в Суриковской комнате. Суриков — большой национальный художник. Он знает о человеческой крови не только из газет. […] Он в детстве своими глазами видел эшафоты и смертные казни. Он знает, что такое человеческая кровь и ее ценность. Поэтому в своей «Казни стрельцов» он и не изобразил ее. Он дал строгий и сдержанный пафос смерти. Он-то сумел положить между зрителем и художественным произведением ту черту, которой нельзя переступить. Его картины сами защищают себя без помощи музейных сторожей.

Когда же Абрам Балашов очутился перед картиной Репина, то конгениальность душевного состояния художника поразила его, как молния, и он, восклицая тайные слова самого Репина «Довольно крови! Довольно крови!», сделал по отношению к картине тот же самый жест, который Репин в течение тридцати лет производил над душой каждого посетителя Третьяковской галереи.

Перед картиной Репина за 30 лет впервые оказался человек, принявший и понявший произведение с такое же точно силой и в той же плоскости, в которой оно было задумано. Произошло то самое явление, которое происходит, когда от звука струны из роля лопается большое зеркало.

Поступок Абрама Балашова никак нельзя принять за акт банального музейного вандализма. Он обусловлен, он непосредственно вызван самой художественной сущностью Репинской картины».

Эти строчки вышли из-под пера М. Волошина в самый день покушения в Лаврушинском переулке!»



«1 марта 1913 г. московские газеты сообщали: «Прокурор окружного суда уведомил городскую управу, что против Балашева, изрезавшего картину Репина в Третьяковской галерее, не будет возбуждено судебное преследование в виду его ненормального состояния, а также в виду того, что сама управа не возбуждает судебного дела».

К сожалению, других подробностей о дальнейшей судьбе А. А. Балашова найти пока что не удалось. Залечили?…

Смущает тут два момента: провозглашение иконописца сумасшедшим. За слишком скорым решением судьбы Балашева видится чье-то настойчивое желание не доводить дело до суда, на котором (а вслед за ним — и в прессе) непременно стали бы обсуждать и саму картину.

Обсуждение это, заметим, всё же состоялось, но с точки зрения чистой эстетики. Духовная же мотивация, о которой наверняка пошла бы речь на суде, осталась как бы в стороне. …»

Сергей Фомин. «Картина крови», или Как Илья Репин царевича Ивана убивал

«Хорошо известно что историческая память — это не просто произвольная подборка фактов, имен и дат. Прежде всего история каждого народа есть одна из важнейших частей его национального самосознания. Следовательно, уже поэтому любые манипуляции в данной области преступны, так как могут взорвать народ изнутри, на глубинно-психологическом уровне. Могут лишить его собственных, веками формировавшихся духовных и государственных ориентиров и, значит, ослабить или же вовсе парализовать его способность к самозащите, к сопротивлению внешнему, нередко враждебному влиянию. А последнее, в свою очередь, ставит под вопрос само дальнейшее существование народа как нации, как самостоятельного субъекта всемирно-исторического процесса.

Не случайно именно так дважды произошло с русским народом в XX веке, ставшем для России веком тяжелейших войн, революций и невиданных социальных потрясений. Ибо дважды русские проиграли не просто войну, а именно идеологическую, информационную войну Запада против нашего государства. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, как еще на заре столетия революционные витии всех мастей и рангов настойчиво стремились очернить в глазах русских прошлое Отечества, звали «отречься от старого мира» и считать началом подлинного исторического бытия России только 1917 год. Ведь народ с тысячелетней памятью далеко не просто было завлечь в пекло «всемирной революции»… Подобная ситуация с точностью повторилась и в конце XX века, когда стараниями все тех же пособников «нового мирового порядка» в России была преднамеренно опорочена, расшатана и рухнула уже коммунистическая идеология. Увы, нас снова убедили отказаться от своего — на сей раз советского! — прошлого, растоптать собственные святыни. И защищать могучую ядерную державу оказалось некому. Крах ее был стремительным и почти бескровным…

Но идеологическая агрессия, направленная на окончательное подавление и разрушение нашего национального самосознания, продолжается. Ибо с ликвидацией СССР мировой закулисой на повестку дня ясно и недвусмысленно поставлен вопрос теперь уже о разделе самой России, а следовательно, разделении и уничтожении русского народа. Именно с этой единственной и главной целью развернут в настоящее время подлинный террор, наглое, циничное насилие над русской историей — начиная с древнейших ее эпох и вплоть до наших дней. Изуверски тонко, со знанием дела на массового читателя (и телезрителя) с новой силой обрушен целый поток лжи и клеветы едва ли не обо всех ключевых событиях и деятелях нашего прошлого. Под видом «независимого исследования» или «свежего взгляда на проблему» извлекаются на свет старые и спешно создаются новые желчные мифы о «стране вечного рабства и бескультурья». Мифы, в который раз призванные убедить: русские — дикие варвары, а исторический путь России — путь кровавых преступлений. Значит, чтобы войти в «семью цивилизованных народов», от этого пути необходимо отказаться. Его надо проклясть и забыть, всецело подчинившись «демократии» по американскому образцу.

Данное тяжелое положение многократно усугубляется и тем обстоятельством, что в силу целого ряда причин по-настоящему правдивая, патриотически ориентированная история нашего Отечества как таковая до сих пор не написана. К сожалению, отмечал еще в XVIII столетии великий русский ученый М. В. Ломоносов, далеко не все историки в должной мере точно и достоверно пишут о России. И за прошедшие с тех пор долгие века в этом смысле мало что изменилось… Таким образом перед неравнодушным и непредвзятым читателем, который все-таки хочет объективно разбираться в отечественной истории, встает поистине непростая задача, требующая глубоких знаний и глубокой мудрости.

Но без решения как раз этой задачи Россия никогда не сможет подняться с колен. Ибо в наступившем XXI веке информационная война становится уже ОСНОВНЫМ средством современной мировой политики, доминирующим способом достижения политической и экономической власти. (Самым свежим тому примером является успешно осуществленная при поддержке известных спецслужб «оранжевая» революция на Украине, в результате которой к власти в Киеве смогли прийти политики, настроенные резко прозападнически.) Пример этот ясно указывает: плодотворная созидательная работа, столь необходимая сейчас нашему Отечеству, невозможна прежде всего без активного духовно-интеллектуального отпора ополчившимся против нас силам мирового зла.

Отпора жесткого и бескомпромиссного, с четким пониманием того, что в развернувшейся глобальной информационно-психологической борьбе за власть на планете России важно отстаивать не только свои национальные экономические интересы. Не менее актуально для нее укрепить сегодня свой национальный иммунитет на духовном уровне, защитить свою историческую память. Только так, только обратившись к подлинным живительным корням, только зная и защищая свое великое тысячелетнее прошлое, мы найдем в себе силы отстоять и свое будущее. Память спасительна, ибо зовет бороться.

…Итак, когда, кем, где и для чего был создан один их самых страшных, самых русоненавистнических мифов нашей истории — миф о «кровавом тиране» Иване Грозном? Кому эта злобная легенда требовалась раньше? Кто горячо заинтересован в ее существовании теперь? Наконец, кем был в действительности первый русский самодержец Иван IV — «мучителем» созданной им могучей державы или мучеником за нее? Над всеми этими вопросами и приглашает задуматься уважаемого читателя автор…»

«Посланец мира» Антонио Поссевино и завершение Ливонской войны

Путин: Ещё неизвестно, убивал Иван Грозный своего сына или нет (2017.07.14)


Теперь понятно?
itdoc
лично#
С 1899 года Репин жил в усадьбе «Пенаты» в местечке Куоккала в Финляндии, которая тогда была частью Российской империи. После 1917 года, когда Финляндия обрела самостоятельность, Репин автоматически оказался в эмиграции. Летом 1926 года к Илье Ефимовичу Репину была направлена делегация в составе советских художников И. Бродского, Е. Кацмана, П. Радимова и А. Григорьева.

И. Е. Репин, художник Ворошилову К. Е., наркому обороны, Август 1926 г.

«Высокоуважаемый товарищ

Климентий Ефремович!

Долго я не смел писать Вам, но необходимость заставляла. Дело серьезное. В жизни мне везло, и я никогда не просил. Мой труд меня обеспечивал, и я имел уже имение, собственную квартиру в Питере и, несмотря на разраставшуюся семью, имел уже в Государственном и Московско-купеческом банках около 200 тыс. рублей золотом.

Переехав на вольное житье в Финляндию, я 25 лет устраивался (мастерскую, службы и парк). Здесь я пользовался неограниченными удобствами, и по праздничным дням мой парк оглашался революционными песнями (тут же сочиненными), и гости мои: прислуга, дворники и кухарки, с местными рабочими провожались до ворот, с кооперационным флагом. (Чуковский ближайший свидетель работ и праздеств).

Жилось весело, работалось много; друзья шлиссельбургцы (Николай Морозов и др.), особенно латыши.

Но настали времена лютые: деньги отобрали, из имения оставили только 4 десятины; в дом поселили латышей, хотя была и школа, где преподавали моя дочь и внучка, в нашем же доме. Искусство мое уже никому не нужно.

После 81 года жизни дряхлость — ни имения, ни денег. Но у меня еще были друзья. Стали звать меня в Питер, даже приезжали. Наконец, говорили: хлопочите, вам возвратят ваше имение и деньги, и квартиру в Питере. Указывали даже на могучего, хотя и молодого еще деятеля. Этот все может. Этот деятель вы, Климентий Ефремович. Простите.

Престарелый художник Илья Репин

Автор «Бурлаков» и «Запорожцев».

Записка К. Ворошилова И. Сталину, 8 сентября 1926 г.

«Дорогой Коба!

Посылаю тебе письмо Репина для ознакомления. Очень прошу, если тебя не затруднит, черкнуть пару слов по этому поводу. Имея твое мнение на этот счет, легче и скорее решить это дело в Политбюро. Желаю настоящей, стальной поправки. Жму руку. Ворошилов.»

Резолюция И. Сталина

«Клим! Я думаю, что Соввласть должна поддержать Репина всемерно. Привет. И. Сталин. 8.IX. 26»

Ворошилов К. Е., нарком обороны И. Е. Репину, художнику

«Глубокоуважаемый Илья Ефимович! Обещаю на днях доложить Ваше дело Правительству и надеюсь, что Рабоче-Крестьянское Правительство, принимая во внимание величайшие заслуги Ваши перед страной и человечеством, сделает все необходимое для удовлетворения Ваших требований».

И. Е. Репин И. И. Бродскому

«Дорогой Исаак Израелевич!

…Вчера я получил ответ от Ворошилова. Дивное письмо! Если моя просьба будет без ожидаемых последствий, я, все же, считаю себя счастливцем, получив такой автограф высокой ценности, — признание моих заслуг величайшими перед страной и человечеством (еще никогда не подымались мы на такую высоту — «перед страной и человечеством!»)

Завещаю отдать это письмо на хранение в музей. И, кстати, я отрекаюсь от титула «Народного художника», которым было выражено желание наградить меня. Я благодарен за столь высокую честь, но Ворошиловское письмо исчерпывает этот вопрос. Я награжден».

Ворошилов К. Е., нарком обороны И. Е. Репину, художнику

«Глубокоуважаемый Илья Ефимович! Разрешите заверить Вас, что решаясь переехать на родину, которую, не сомневаюсь, Вы любите также глубоко и сильно, как и все мы, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое, исторически-общественное дело. Вашу личную жизнь и Ваших близких Государство обеспечит полностью. А Ваша духовная жизнь, жизнь великого художника, снова сольется с жизнью титана-народа…»

Справка ОГПУ об имущественном и семейном положении дочери И. Репина Татьяны Ильиничны Репиной-Язевой

«Репина-Язева Татьяна Ильинична, 50 лет, Витебск, почтовая станция Буяны, Николаевский с/с, Здравнево.

Состав семьи: дочь, зять Иван Дмитриевич Дьяконов и 4 внуков, из коих старшему 6 лет. Муж Т. И. Репиной-Язевой, умерший 2 года назад, был военным инженером. С 1918 по 1921 г. был на фронте и имел награду.

Дочь ее была учительницей с 1919 по 1926 г. Зять, И. Д. Дьяконов, все время был учителем в Здравневе по февраль текущего года, когда был снят с работы, и исключен из Союза, как обложенный индивидуальным налогом. Школа в Здравневе в течение 9 лет пользуется бесплатным помещением в доме Т. Репиной.

Т. И. Репина состояла учительницей с 1921-1923 г., оставила работу из-за потери слуха.

5 февраля с. г. у Репиной описано все имущество (включая и надетое на теле белье, детские пеленки и т. п.) с предупреждением, что оно будет конфисковано. Еще 3 февраля получена повестка о немедленном взносе в кооператив дифференцированного пая в размере 1000 р. 10 февраля Репиной было велено лично возить лес из Николаевского с/с. Когда она явилась в с/с с заявлением о невозможности для нее выполнить предписанную работу, но с предложением воспользоваться ее лошадью, она была подвергнута обыску и оставлена до вечера под арестом. Одновременно был произведен обыск в доме (как и у всех обложенных индивидуальным налогом).

31 марта Т. И. Репина вызывалась в с/с для заполнения анкеты на предмет выселения в Сибирь».

© Интернет
biunit
лично#
itdoc
Давай БСЭ сюда сразу воткнём))
Ты решил берёзу с максеником такими портянками заменить?)))

Как говорится, однако, спасибо за ваш комментарий.
soda
лично#
biunit: Давай БСЭ сюда сразу воткнём))
Две, а лучше три…
Что я за зараза, я такие простыни даже не читаю…
biunit
лично#
soda: Что я за зараза, я такие простыни даже не читаю…
То же самое. Их вообще читает, как мне кажется, только сам воткнувший такую простынь…
Однако, каждый, право, имеет право…)))
soda
лично#
biunit: Однако, каждый, право, имеет право…)))
На то что слева и то что справа Машинку времени, а ещё я очки разбила вчера, и телефон потеряла, не ушастая не глазастая… Стекло бывает роняется…А роговые пойдут? Я подешевле хочу…
fara
лично#
biunit: Их вообще читает, как мне кажется, только сам воткнувший такую простынь…
Он в первую очередь не
nkolbasov
лично#
Я всё прочитал, и даже ваши скучные комментарии…
nkolbasov
лично#
Потрясающее стихотворение, которое обязательно нужно прочитать два раза. Почему именно два? Прочтите первый раз и поймете.

Я — часть потерянного поколения
И я отказываюсь верить, что
Я могу изменить этот мир.
Я понимаю, возможно, это шокирует вас, но «Счастье уже внутри тебя»
— Это ложь, на самом деле.
Деньги сделают меня счастливым
И в тридцать лет я расскажу своему ребенку, что
Он — не самая важная вещь в моей жизни.
Мой босс будет знать, что
Мои принципы:
Работа
Важнее, чем
Семья
Послушайте:
С давних пор
Люди живут семьями
Но сейчас

Общество никогда не будет таким, как прежде
Эксперты говорят мне
Через тридцать лет я буду праздновать десятилетие моего развода.
Я не верю, что
Я буду жить в стране, которую сам создам.
В будущем
Уничтожение природы станет нормой.
Никто не верит, что
Мы сохраним нашу прекрасную планету.
И конечно
Мое поколение уже потеряно.
Глупо полагать, что
Есть надежда.

А теперь прочитайте стихотворение снизу вверх.

Этот «белый стих» читается в обе стороны как символ двух противоположных сюжетов развития человечества. И чтобы сценарий из первого прочтения не стал явью, нужно выбрать обратную дорогу с совершенно иными ценностями. Автор Джонатан Рид даже дал стихотворению два названия, в зависимости от того, какое именно прочтение вы имеете в виду — «Потерянное поколение» или «Есть надежда».
fara
лично#
nkolbasov: Я всё прочитал, и даже ваши скучные комментарии…

Прекрасно. Спасибо за стих
soda
лично#
nkolbasov: Я всё прочитал, и даже ваши скучные комментарии…
Все 33 буквы?
itdoc
лично#
biunit: itdoc
Давай БСЭ сюда сразу воткнём))
Ты решил берёзу с максеником такими портянками заменить?)))

Как говорится, однако, спасибо за ваш комментарий.
Третий раз,
Цитата: Художники, на мой взгляд, обладают способностью увидеть и перенести на холст такие детали и штрихи (природы, события, действия, человека и т. д.), которые не требуют двоякого толкования. Они сами по себе убедительны и бесспорны



Это всё сила художника, величие кисти Ильи Ефимовича на меня подействовали.
Художник своей жизнью доказал главное, для него не важна природа власти, какая бы она не была он будет её кусать.

Не важно какое время, пропагандисты всегда считали Илью Ефимовича за своего. У него обширная галерея Романовых, Советская власть использовала мастера и в хвост и в гриву. Вот и нынешние не отстают.

Репин. Голгофа.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи