Запрещённая Реальность

274
Пятница, 13 июля 2007, 16:11

Сергей Константинович Маврин однажды сказал, что задумывал альбом «Запрещенная реальность» как своеобразную оперу. Это ему не только удалось, он сделал дальше больше, он создал целый мир, который живет своей жизнью, о котором мы узнаем из песен, как из книги. Альбом «Запрещенная реальность» воспринимается как одна большая книга, где песни – страницы.

«Запрещенная реальность» представляет собой некое музыкальное литературное произведение, которое имеет сюжет, череду событий. Об этом свидетельствуют как многочисленные повторения мелодий в песнях, песни являются своеобразным продолжением одна другой. В мире этого альбома живет главный герой, от которого мы и узнаем об этом мире. Примечательно, что только в первой песне «повествование» ведется от 3-его лица (во всех остальных песнях рассказ от 1-го лица). Нас знакомят с главным героем. Это романтический герой, который, как и подобает романтическому герою, одинок. Он одинок из-за того, что он не смирился с реалиями того ужасного мира, что его окружает. Мира, где «боги спят». Этот странник понимает, что единственное, что осталось у него – это надежда, «развеянная по снам». Но все же он имеет эту надежду, в отличие от остальных. И потому гоним. В припеве поется:

 

Стоит повернуть,

Изменить свой путь,

Птицы вслед закричат,

Люди вслед замолчат!

 

Это значит, что, свернув со своего пути, бросив надежды, он перестанет быть гонимым. Пение птиц символизирует гармонию и единение с природой, с этим миром, с этой реальностью. С миром, который крутится в дьявольском вальсе. Где даже мысли выставляются на продажу. Этот мир окутывает страх, страх перед всем новым и неизведанным, но и в этом мире есть страх:

 

Как столетьем раньше,

Бесы рвут душу.

За стенами страшно

И страшно их рушить.

 

Эти строки и начало проигрыша (которое представляет почти точную копию) отбрасывают нас к песни группы Ария 1991 года из альбома «Кровь за кровь» «Бесы». Она оказывается кусочком из прошлого. Одинаковая часть проигрыша, только слова в песни 1991 года звучали в настоящем, а не в прошедшем времени, как в песне «Дьявольский вальс». «Бесы» - это становления мира «Запрещенной реальности». Сначала сошел с ума один, а потом все.

Ария:

Дай мне сойти с ума...

<...>

Бесы в душе моей.

………………………………………………………………

Маврик:

Как столетьем раньше,

Бесы рвут душу…

 

Ключевым моментом песни становится ее финальная часть, к которой звучат звуки органа, барабанов и слышится голос, доносящийся, словно из преисподни. Этот момент становится одним из лейтмотивов альбома. Текст песни пропитан отчаянием:

 

Злость приходит с мыслью:

Каждый одинок.

Можно с этим биться,

А можно спустить курок...

 

И отчаяние овладевает героем. Он по-прежнему выше, чем все остальные обитатели этого мира, но этот мир оказался сильнее его. Об этом повествует песня «Падший». Это падение лирического героя, это падение его души. Понимание того, что он чужд этому миру, но изменить его нельзя, побеждает его волю:

 

Мой мир слишком стар –

Опустевший темный храм,

Что могу я отыскать

Посреди руин?

Но и для небес

Я – лишь взгляд,

Забытый здесь,

Где последние надежды

Тают, словно дым.

 

Те надежды, которые «развеяны по снам», за которыми герой отправился в путь, «тают». И небеса забыли о нем, ведь боги на них спят. И вопрос: «Кто привел меня сюда? Демон или рок?» - только усиливают его одиночество и обреченность. Не тот ли это демон, чей голос мы слышали в финале «Дьявольского вальса»? Но герой пытается сопротивляться. Но обращается он не к небесам, а зеркалу небес (воде, полагаю), потому что по небу, где боги спят «крадется тьма» солнце погасло, но тьма заслонила звезды:

 

Зеркало небес, там играет пламя,

И крадется тьма по осколкам дня.

Зеркало небес, взгляд мой отражают,

Дай мне сил дойти, не оставь меня.

 

Всю борьбу, всю романтическую борьбу с миром, внутри которого он находится, передает проигрыш песни. Мелодичный, но грустный перелив на фортепьяно символизирует чувства героя, резкие тяжелые аккорды гитары символизируют давление темного мира. В следующей части проигрыша одинокая солирующая гитара – это и есть тот одинокий герой, который вступил в схватку с чуждой ему реальностью. Потом постепенно вступает ритм секция, становясь все тяжелее и тяжелее, задвигая солирующую гитару за себя. А ее музыка с плавной и мелодичной перетекает в нечто неспокойное, встревоженное, а позже во что-то борющиеся. Она словно пытается вырваться из-под ритм-секции, но та порабощает ее, как и мир порабощает героя. Борьба становится все сильнее и в конце проигрыша звук все же вырывается, но ценой жизни. Мы слышим «умирающую» гитару. И очень символично, что в этот самый момент лирический герой начинает петь:

 

Крылья есть у всех,

У каждого свой путь наверх…

 

После смерти человека его душа летит наверх, но если души нет, если она мертва, то путь наверх – это дорога в никуда. Но это еще и дополнительное описание мира и главного героя. Стоит вспомнить песню «Путь наверх»: герой брошен вниз силой судьбы, люди на дне, тьма… Но герой вновь рвется наверх, он не мирится с окружающим его миром. Но в песне «Падший» показан трагический конец стремлений.

В заключительной части песни мы вновь слышим фортепьяно и гитару. Но на этот раз продолжения нет: гитара резко обрывает фортепьяно, тьма поглотила героя.

Слова:

 

Крылья есть у всех,

У каждого свой путь наверх,

Есть у каждого своя дорога в никуда.

 

Являются опорой для развития следующей песни «Дорога в рай». Путь в никуда – это путь в пустоту, а пустота – это всегда тьма, ночь. Но обитатели мира, как говорится во второй песне альбома, «хотели света, где он не знали…», они хотели в рай. Пытались найти свет и построить рай любыми способами, даже самыми безумными:

 

Дорога в рай – война и смерть,

Рядом мечта и безумие.

По трупам в рай, война и смерть,

Растоптана вера и бог ее.

 

Вот почему боги спят: вера в них растоптана. Но в самой первой песни пелось:«Люди верят, боги спят.» Во что верят эти люди? Разве в богов? Нет. Лирический герой говорит, что они верили в иллюзии, построенные ими же:

 

Страшно жить, а потом умереть,

Не покидая иллюзий…

 

Вот, что это за стена, за которой страшно и которую страшно рушить. Это стены иллюзий. Иллюзия рая. Обитатели этого мира прокладывают дорогу в рай по трупам, через войны, строят его на земле, но эта дорога ведет на дно. И, упав на дно, люди сроят иллюзии о рае, будто он построен. И они фанатично верят в эти иллюзии, забывая, что все это ими выдумано. Этот мир тает подобно снам, иллюзорный путь наверх – это дорога в никуда.

 

Не пройдя преисподни,

Вам не выстроить рай.

 

Лирический герой единственный, кто видит правду, кто видит последствия возведения стен иллюзий:

 

Дорога в рай ведет на дно –

В мир искуплений и снов.

 

Мир иллюзий перевернут. В нем смыты грани. Даже между привычными вещами:

 

Что есть свет и где здесь тьма?

Не ответит и сама судьба.

 

Жизнь теряет смысл в этом мире, если даже судьба, высшее предназначение, не может расставить все по своим местам. И страшные звуки органа, которые являются музыкальным лейтмотивом данного альбома, только усиливают чувство страха, хаоса. Темы ночи и войны получают здесь продолжение, но и между ними смываются границы, они соединяются в строках: «Словно ночь, чернеет время войн…» В этой песни в очередной раз (как в большинстве предыдущих песен) проскальзывают веяния романтизма. А именно в смешении понятного, сумбуре, ярких контрастах (не только песни, но и всего альбома), хаосе, который доступен для понимания только одному человеку, главному герою.

 

Стали сестрами любовь и боль,

Друг клинок заносит за спиной.

<......>

Краски смешаны: где смех, где стон.

Где калечат на глазах мадонн,

Где за ложь восхваляют,

А за правду, проклиная, бьют!

 

Очень органично вписывается проигрыш: мрачный, давящий, тяжелый (в эмоциональном плане). Почему за ложь восхваляют? Потому что ложь – это тоже иллюзия, а правда разрушает ее. И вдруг мир переворачивается с ног на голову. Тьму сменяет свет, хоть это и свет месяца. Наступает ночь, иллюзии разрушаются. Здесь чувствуются веяния символизма. Символисты верят в существования двух миров: мира реального ( где мы обитаем) и мира реальнейшего. Феноменальной части мира и ноуменальной. Существуют также моменты в природе, во времени, в состоянии человека, когда грани между мирами стираются, когда мир реальнейший проникает в мир реальный (к примеру, у Ф. И. Тютчева этим временем была ночь. День – это лишь маска и только ночью мир являет свое истинное лицо, а у Александра Блока этими моментами были сон, вечер и опьянение). В песне «Добро. Зло» строки «и месяц сменит солнце за окном» и «никогда не поздно верить в сон» говорят о том, что перед лирическим героем открылся мир, где рухнули иллюзии, где «падшие (такие, как главный герой, кто боролся, но пал) становятся святыми», где «последний нищий избран королем». Это те надежды героя, которые «развеяны по снам». Он вновь обрел их, но лишь во сне:

 

Завтра будет лучше, чем сегодня.

И никогда не поздно верить в сон.

Есть надежда даже у того, кто обречен.

Нет границы меж добром и злом.

 

Обреченный герой обрел надежду. Об этом свидетельствует и заряженный оптимизмом проигрыш. Но конец песни, повторяющий начало «Свет. Тьма» (которая плавно перетекает в «Добро. Зло»), своей мрачностью напоминает нам о мире реальном (герой, напомню, видит мир реальнейший), напоминает, что все, что видит герой, - сон. Во сне открывается вся правда об этом мире, рассказывается его история:

 

На изломе неба

Был рожден наш мир…

 

Падение иллюзий проявляет правду. Правду безумного мира:

 

У безумия причины нет.

Нет границ и нет цены.

Мир безумен миллионы лет…

 

Сразу же вспоминаются слова песни «Бесы»:

 

Дай мне сойти с ума.

Ведь с безумца и спроса нет.

 

На месте разрушенных иллюзий возникает пустота, которую пытаются заполнить истинными знаниями: «Кто же мы?» Но вопрос уже не исходит от героя («Кто же я?»), он исходит от лица всех людей, которые строили иллюзии и потеряли их во сне лирического героя. Они поняли, что жили в иллюзиях. Они разрушили стены. И вновь стали искать покой, свет: « Где наш дом? Где наш огонь?…Где покой?»

 

Кто-то верит в завтра,

Кто клянет вчера…

 

И те, кто верят в завтра, строят рай из грязи. У них темное будущее, грязное. Те, кто клянут вчера, живут вчерашним днем, но этого дня больше нет, остались лишь воспоминания, осколки стекла. Осознание этого печально. Поэтому и проигрыш наполнен не мрачностью, не страхом, а печалью. Но в самом конце мелодия вновь обрывается тяжелым аккордом и резко исчезает…

Ночь проходит, а вместе с ней проходит сон, надежда:

 

Слезы льет ночь, в небе сгорают осколки дня.

Слезы льет ночь, в даль уплывает реальность сна.

 

Ведь, когда всходит солнце звезд уже не видно…

Вновь приходит реальность мира: «дыханье бездны», «холод дождя и застывших роз». Люди, которые прозрели во сне героя «уходят прочь». На их место приходят «мертвые лица». Реальность сна сгорает, сгорает та самая реальность, которая запрещена его миром, сгорает запрещенная реальность, реальность правды. А вместе с ней сгорает и герой, продолжается тема душевного падения героя, которая была начата в песне «Падший». А в конце мы вновь слышим то же, что и в конце «Дьявольского вальса». Вновь орган, голос дьявола, который «смеется над нами», но мелодия стала куда страшнее из-за добавления гитары, а в конце звук проваливается в бездну, унося с собой лирического героя.

Музыкальная композиция «Запрещенная реальность» является кульминацией всего альбома. В ней сконцентрирована вся та темная, адская сила, против которой восстал романтический герой. Сила, которая победила его. Символично, что многие отрывки «Запрещенной реальности» повторяют соло из проигрыша песни «Смутное время». Эта композиция своего рода «танец смерти», но смерти духовной. Да и само название «Смутное время» вписывается в общую концепцию мира альбома: смутное время, нет границ между светом и тьмой, добром и злом, правдой и вымыслом, боги спят, дорога в рай ведет на дно… «Смутное время карает нас», оно карает лирического героя и всех, кто восстает против него. Кто предпочитает правду сна, реальность сна – запрещенную в этом мире реальность. И музыка подстать этой атмосфере: тяжелая, ритмичная, агрессивная.

Песня «Рожденные жить» - это своеобразный эпилог, где показано поражение лирического героя, то что с ним стало. А именно – смирение. Главный герой в последней песне пришел к тому, от чего ушел в первой. Он смирился со всеми реалиями. Его последняя попытка хоть как-то сопротивляться оканчивается неудачей. Он уже не так одинок, как раньше, но груз знаний правды все равно давит, но и от этого герой пытается избавиться. Он кричит: «Проснись! Столько лет мы возводим замки и храм, - но тут же пытается смириться с этим, - рожденные по воле рока жить.» Рок – это злая судьба, которую нельзя изменит. Они не собираются возрождать растоптанную веру в богов: «Богам веры нет.» Он отказывается от самого дорогого, что у него было – от мечты:

 

Мечтать смысла нет – это путь к волшебным мирам,

В страну надежд изломанной души…

 

Об этом говорит даже то, что если у него во снах, в мачте, он Вери, что «завтра будет лучше, чем сегодня», то теперь он смотрит на это иначе:

 

Смотри! Новый день, тот же был сюжет, ну и пусть,

Он лишь мгновенье бесконечных сцен.

 

Герой начинает верить в то, что прошлые дни, когда, все знали, где свет, где тьма, когда границы не были смыты, - это еще одна страничка «книги перемен». Сейчас граница между светом и тьмой – это еще одна иллюзия:

 

Смотри! Свет и тень прошлых дней, а их не вернуть –

Они частицы вечных перемен.

 

Главный герой обрел покой, смирившись, приняв все, как есть:

 

Не плачь, не жалей, не зови,

Слабому – плеть, вольному – воля.

. Имя свое к солнцу неси в теплых ладонях.

У ветра дорогу спроси, сомнения прочь и прочь тревога,

Все как есть прийми

И не вини ни черта, ни бога.

 

Не к тому ли солнцу нести имя, что таит правду, не у того ли ветра спросить дорогу, что «разметает пламя» (песня «Дьявольский вальс»)? Проигрыш у этой песни в начале ехидный (синтезатор), словно смеющийся над героем, осмелившимся бросить вызов всему миру, потом, со вступлением гитар, проигрыш становится серьезным и в некотором роде «злым», а само гитарное соло преисполнено печалью. И вновь звук солирующей гитары умирает в конце проигрыша, как и герой, как его душа. И куплет начинается со слов, обозначающих смерть героя: «Мечтать смысла нет…»

Трагедия главного героя, как и любого романтического героя, состоит в одиночестве и противопоставлении толпе, окружающим. Он бросает вызов этому миру, он в духовном плане выше всех обитателей этого мира, но эту битву ему не суждено выиграть. Мир поглощает его. Но финальная композиция «Все…» оставляет какие-то надежды. Она представляет собой заключительную часть соло из песни «Смутное время», но сыграна она очень оптимистично. Даже в смутное время, в этом мире, есть надежда Среди тех, кто «растоптал веру» есть те, кто «помнят дух святой». И, возможно, в этой войне между лирическим героем и его миром, в поражении этого героя заключена маленькая победа. В этом брошен огромный вызов всему миру.

Альбом «Запрещенная реальность» является уникальным. В нем сплавлены воедино тексты и музыка, они продолжают и дополняют друг друга. Тексты написаны в лучших традициях классического романтизма и символизма, была использована масса литературных приемов, не свойственных для традиционных текстов песен. Новаторство Маврина состоит еще в том, что он написал музыку, в которой угадывается литературное направление (проигрыш песни «Падший» - типичный романтизм), на нее накладываются литературные штампы, которые определяют то или иное течение в литературе. Каждая песня из этого альбома по-своему уникальна и несет в себе какой-то смысл. Но, соединившись вместе, эти песни преображаются, создают совершенно новый смысловой пласт, несут слушателю совершенно новую идею. Альбом «Запрещенная реальность» можно смело назвать литературным произведением в музыке.

 

(с) Курников Артем aka Caesar

Гость
#
Браво!
Гость
#
Нет слов. Автору респект нереальный! В этом описана наша реальная жизнь… Как будто описана моя жизнь и жизнь подобных мне людей возможно тут кроется ключ к раю который у всех перед глазами, но ни кто его не видит.
Ваня
#
Нереальный респек автору! Читал на одном дыхании… мой любимый альбом Маврина, но никогда не задумался о истинной цене этого альбома
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи