Не масленица

591
Пятница, 4 марта 2011, 12:34

То, что мы празднуем, масленицей не является. Это эрзац, введенный христианскими властями в попытках вытравить из народной памяти настоящий праздник, широко распространенный в древнем мире. Настоящая масленица приходится на день весеннего равноденствия — по современному календарю это 21 марта.

Здесь надо пояснить, что древний мир повсеместно прекрасно разбирался в астрономии — это было жизненно важно для хозяйства. Майя, древние славяне, шумеры, викинги — все культуры вели наблюдения. Поэтому существовали астрономические обсерватории мегалита, и было их довольно много. Нам, благодаря идеологическим шорам христиан и их клише, они известны как «идолища поганые», которые повсеместно повелевалось истреблять и уничтожать.

Креститель Руси, «святой» князь Владимир, убийца родственников, обладатель многочисленного гарема, насиловавший беременную жену убитого им брата, во время крещения Руси спустил в Днепр и другие реки не одну славянскую обсерваторию. Да, все до одного столбы Перуна — это простейшие астрономические приборы, по которым можно определить момент зимнего и летнего солнцестояний, а также осеннего и весеннего равноденствий. Это календари.

В соответствии с этими наблюдениями люди в каждой местности создавали систему примет, помогавших прогнозировать погоду и грамотно вести сельское хозяйство.

Знания хранили и передавали волхвы — опытные астрономы-наблюдатели. Календарь был точен, потому что он был астрономическим.

Но волхвов христиане перерезали. Деревянные столбы были изрублены, сожжены, сплавлены по рекам. Камни, которыми также можно было разметить астрономический календарь, христиане метали в воду. Правда, не все смогли уничтожить — до сих пор на территориях расселения славян имеются памятники, где четко видны круговая разметка и места, где стояли валуны. В Тульской области был обнаружен крупный камень с проточенной канавкой — она выполняла роль визира для наблюдений. Причем этот инструмент находится в рабочем состоянии и сейчас.

Взамен христианами был предложен юлианский календарь — тот самый, по которому до сих пор живет православная церковь. Народ попытался привязать старые приметы к новому календарю. Вначале — получилось, просто перенесли приметы и привязали их к дням чествования христианских святых. Вначале календарь не врал — ошибка накапливалась постепенно. Древнее умение ориентироваться во времени по Солнцу оказалось забытым. Ну, а потом началось. Дело в том, что юлианский календарь не точен, он постоянно отстает от календаря астрономического. В настоящий момент календарь христиан врет уже на две недели, и расхождение будет продолжать накапливаться.

Но для сельского хозяйства даже пара дней опоздания с севом — уже существенно. «Весенний день год кормит» — день! Кормит год.

Полезное знание было выкорчевано и уступило место фикции.

Христиане жестко пресекали попытки народа сохранить древний нехристианский календарь. Стоглавый собор запретил русским под страхом смерти вести наблюдения за светилами.

Примерно в это же время, когда русские объявили о смертной казни наблюдателям светил, католики, озаботившиеся сильным расхождением юлианского календаря с астрономическим, провели реформу — приняли григорианский календарь, по имени папы Григория XIII. Он не только поправил разницу в 10 дней, накопившихся к 16 веку, но и позволил впредь ее не накапливать.

Православные с гневом отвергли предложение присоединиться к реформе, окостенев в своей вере настолько, что перестали считаться с законами природы. Себя они считали умнее каких-то там астрономов и тем более римского папы.

Россия «поправила» свое время только через четыре века, в 1918 году, с приходом большевиков, отстранивших церковных ортодоксов от государства и школы.

Однако по каким-то неясным причинам церковники до сих пор продолжают распоряжаться датой языческого праздника — масленицы, которая к ним отношения не имеет. Христос не справлял никаких еврейских маслениц за их отсутствием, не пек блинов и не поджигал чучел — он был правоверным евреем, кушал мацу и был обрезан.

Не только у христиан сложные отношения с народными обычаями — мусульманство тоже неодобрительно относится к празднованию новруза (полный аналог масленицы, празднующийся, однако, по астрономическому календарю, а не по разрешению попов или мулл). Однако этот праздник в ряде мусульманских государств упорно продолжают отмечать.

Постскриптум. В День Науки, 11 февраля 2011 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты исследования о самых распространенных научных заблуждениях россиян. Выяснилось, что каждый третий россиянин считает, что Солнце вращается вокруг Земли (32%), причем за последние четыре года таких респондентов стало даже больше (с 28% в 2007 году).

А чего еще ждать от страны, которая вывела астрономию из курса средней школы, сделав ее необязательным предметом? Решения средневекового стоглавого собора давно уже юридически не состоятельны, но действуют.

Dod
лично#
Цитата: Масленица: уход от бытового язычества

Масленица возникла как языческий обычай провода зимы, который постепенно утрачивая языческое содержание, стал составной частью сыропустной седмицы. Но почему бывший языческий праздник вдруг не только прилепился к христианству, но и прижился на этой почве? Не свидетельствует ли это о том, что русское православие до сих пор больно язычеством? И вместо того, чтобы резко отмежеваться от таких явлений как «яблочно-медовые Спасы», ритуальные купания в крещенской воде, наша Церковь слишком лояльна к этому относится? Может быть, если бы Церковь заняла более жесткую позицию по этому поводу, то невоцерковленные думающие люди с большим уважением посмотрели бы на Православие и возможно даже задумались бы: «А что же тогда такое Церковь, если не обряды и традиции, от которых отмежевываются сами церковники?»

На эти и другие вопросы отвечает профессор Давид Гзгзян, преподаватель Свято-Филаретовского православного института, член Межсоборного Присутствия.


— Действительно Масленица произошла от языческого обычая провода зимы. Однако надо учитывать, что все этно-культурные формы, связанные с временными циклами — языческого происхождения, потому что язычество связанно с переживанием времени.

Всякая духовность, которая выше естественного языческого начала — это в какой-то мере преодоление времени. Но что касается вопроса о том, совместима ли Масленица с Христианством, то все зависит от приоритетов. В самом по себе трепетном ожидании весны трудно заподозрить что-то богопротивное, и никто из самых закоренелых поклонников Масленицы не видит в блинах символ солнца, если ему специально об этом не напомнить. Поэтому, если мы остаемся христианами во всех своих принципиальных вещах, то я задаюсь вопросом: что плохого будет, если мы при переходе от надоевшей зимы к долгожданной весне, скромно отметим ее приближение?

— Может быть плохо то, что весь нецерковный мир путает языческие обряды и православные, и привязка Масленицы к церковному календарю, только способствует этому смешению. Для людей, которые не знают, что такое Церковь, это дает повод думать, что Церковь — это и есть блины, куличи и крещенская вода, то есть символические обряды. А апостол сказал о том, что надо воздерживаться даже от безвредных действий, если они являются соблазном для твоего брата.

— Я не думаю, что атеистический мир испытывает соблазны такого рода. Скорее имеет место противоположная ситуация. Людей раздражает обычно то, что Церковь начинает учить: купание в купели Богоявленской — это праздное дело, а то и вредное.

Я не сторонник того, что Церкви нужно отменить Масленицу и убрать это слово из своего словаря. Может быть, это и было бы хорошо, если бы у нас за плечами не было тысячелетней традиции этого праздника. Нет, стоит оставить Масленицу, но при этом привнести туда сугубо христианское содержание, а дурной языческий элемент просто исключить. Например, можно сделать Масленицу поводом для вдумчивого отношения ко времени. Церковь отделяет себя не от людей, а от дурного. Она, конечно, отделяет себя от язычества как от убеждения, как от образа жизни, но не от людей. Уметь искать общее между нами христианами и другими людьми, в том числе и на почве масленицы — это духовное искусство. На этом пути, конечно, возможны ошибки и даже соблазны и в одну и в другую сторону. Проще, наверное, отменить Масленицу для себя и поставить точку, но проще не значит лучше.

Когда мы собираемся и печем блины, то проводы зимы являются лишь поводом для нашего общения, но не причиной. Так же и Новый год мы можем встретить по-разному. Мы можем по-язычески удариться в гульбище, или мы можем отметить Новый Год как повод подвести свои итоги, чтобы войти в новый год с более благородными и глубокими задачами.

На церковном языке это называется — воцерковление языческих обычаев. С Масленицей то же самое. Ее празднование может быть формой воцерковления языческой традиции — отмечать начала и концы временных циклов одновременно осмысливая путь, который мы проделали за это время, чтобы не оно владело нами, а по возможности, мы им. Мы ведь существуем во времени. И даже будучи христианами, отличаем зиму от лета, соответственно меняем одежду, и ничего страшного от этого не происходит.

Единственная проблема, которую я здесь вижу — это подмена приоритетов. Если на Богоявление важно нырнуть в прорубь, при этом про само Богоявление думает полпроцента населения, вот это ужасно. Если на Масленицу главное — разного рода развлечения, то это не христианство, а антихристианство.

Но я против того, чтобы выплескивать с водой ребенка. Время — это сложная категория человеческой жизни, которая требует к себе трепетного отношения. Мы не можем взять и отменить время и мигом переступить в Царство Небесное. Мы должны учиться преодолевать время, а для этого надо его подчинять потребностям духовной жизни, а не просто не замечать.

Масленица ли, Праздник ли урожая или начало Нового года — все это связано с временными циклами. Но в Церкви они перестают довлеть над человеком. Они становятся просто дополнительным поводом для новых духовных усилий, для обновления своей духовной жизни. Это нормально, это естественно, поэтому не зазорно к праздничной и христианской по духу трапезе печь блины. Была бы эта трапеза средством духовного общения, а не праздником живота. Куда зазорнее, когда люди Церкви начинают говорить специально для народа, как бы снисходя к его немощи о том, что это древний, чуть ли не православный, праздник прощания зимы и встречи с весной. Такие высказывания я слышал неоднократно и не только от православных мирян, но и от клириков. А в ответ на вопрос: «Зачем вы это говорите, это же неправильно?» может последовать: «Для того чтобы привлечь народ». Вот это плохо.

Яблочно-медовый Спас, конечно, выражение чудовищное. В самом деле, ну как может Спас быть яблочным? Но я не вижу ничего дурного в том, чтобы освятить первый сбор яблок. Однако, если в народе давно забыли смысл слова Преображение и в сознании остались одни яблоки, а Церковь это еще и поощряет, делая из освящения плодов обязательный ритуал, то это печально.

Но какова должна быть церковная реакция? Запретить освящение яблок на синодальном уровне? Я не думаю, что это эффективно. Все такие вещи изживаются изнутри. В этом отношении радикализм с обеих сторон ничего не решает. Все равно те, кто купаются на Богоявление, будут это делать. Я знавал таких православных христиан (или тех, кто так себя идентифицировал), для которых самое главное мероприятие на Страстной седмице Великого Поста — помыться в четверг до восхода солнца. Все остальное, происходящее на Страстной было им глубоко не интересно. Да, это чудовищно. Но преодолеть такие вещи можно только терпеливо и последовательно изживая магические стереотипы.

— В чем Вам видятся корни языческого мировосприятия русского народа? В национальных чертах характера, в историческом прошлом?

— Я могу ответить на это известной фразой Лескова: в том, что «Русь была крещена, но не просвещена». Следствием этого является то, что в бытовом массовом сознании язычество очень легко смешивалось с христианством.

Изначально Церковь на Руси была поставлена в условия, когда она являлась социальным институтом, искусственно дополняющим властные отношения. Оказалось, что в этих условиях Ей сложно было исполнять свое главное предназначение — быть свидетельницей Христа Воскресшего.

Церковь исполняла просветительскую функцию только в лице своих отдельных выдающихся представителей. И преподобный Сергий, и Нил, и Серафим — были просветителями. От Сергия родилось целое просветительское движение. Или вспомним беседу преподобного Серафима с Мотовиловым — это же просветительская беседа. Ее главная цель — показать, в чем состоит смысл христианской жизни. Надо полагать, искомый смысл был утрачен современниками Серафима. С точки зрения апостольских времен преподобный Серафим говорил едва ли не банальную вещь — стяжание Духа Святого. Но для его времени — это было выдающимся духовным откровением, потому что так христианство практически никто не воспринимал. Выход к людям Оптинских старцев — это тоже в значительной степени просветительская деятельность.

— А если сравнить русский народ с другими?

Я думаю, что немцы или французы не меньшие язычники по своей натуре, чем русские. Для того, чтобы в этом убедиться достаточно посмотреть на историю Европы. Язычество универсально. Все люди — стихийные язычники.

— В чем значение сыропустной седмицы для православного верующего?

Это время подготовки к Великому Посту, и содержание такой подготовки зависит от того, что вы собираетесь делать постом, кроме, конечно, соблюдения известных правил. Вот об этом можно подумать в неделю перед постом. Например, отец Павел Флоренский — исповедник веры, каждым Великим Постом прочитывал все Священное Писание.

Если не замахиваться так высоко, то можно поставить себе задание, хотя бы Евангелие перечитать. Несколько раз я брал себе такое задание, и всегда приходилось его судорожно доисполнять в Страстную неделю. Человек, к сожалению, так устроен, что он плохо поддается систематическим строгостям. Поэтому «кушать — не кушать» еще худо-бедно выходит, а с вот тем, чтобы выполнить нечто более существенное, возникают проблемы.

— Масленица заканчивается Прощеным воскресеньем — пыточным днем для гордого человека, когда надо примириться с теми, с кем ты рассорился. И помимо тяжести этой обязанности возникает вопрос: есть ли смысл устами произносить те слова, которых нет в сердце?

Во-первых, надо сказать, что не все имеющиеся отношения надо поддерживать, некоторые, может быть, стоит и разорвать.

Если же говорить в целом, то обычай Прощеного Воскресения возник у монахов и был связан с жизнью в общежительном монастыре. Живые люди, тем более близкие, в непосредственном общении просто не в состоянии быть только любезными, только обходительными и тем более, только любящими. Все равно где-нибудь что-нибудь не получается. А Чин прощения очень здорово раскрывает людей и сближает их.

Приложив некоторое духовное усилие, мы можем привычные отношения наполнить живым содержанием, углубить и освежить их. Этот обычай — замечательный повод распутать всяческие клубки, устранить недоразумения, наконец, выпрямить свои пути. А что касается недостатка искренности, то тут применим старый аскетический принцип: если не получается совершенно искренне просить прощения, значит проси как можешь, только старайся. А уж Господь не оставит благого намерения без помощи.
Цитата: То, что мы празднуем, масленицей не является. Это эрзац, введенный христианскими властями в попытках вытравить из народной памяти настоящий праздник, широко распространенный в древнем мире.
Так что ж, дружище, в эти выходные и стопочку под блинчик с сёмужкой не опрокинете? Будете ждать до 21-го?
Цитата: Однако по каким-то неясным причинам церковники до сих пор продолжают распоряжаться датой языческого праздника — масленицы, которая к ним отношения не имеет. Христос не справлял никаких еврейских маслениц за их отсутствием, не пек блинов и не поджигал чучел — он был правоверным евреем, кушал мацу и был обрезан.
Вы забыли упомянуть, что и Великого поста он не соблюдал. За его отсутствием.
Цитата: Выяснилось, что каждый третий россиянин считает, что Солнце вращается вокруг Земли (32%), причем за последние четыре года таких респондентов стало даже больше (с 28% в 2007 году).
ВЦИОМ не написал, кстати, где именно он проводил опрос респондентов. Судя по оветам, либо в детском садике, либо в приёмном психиатрического отделения, либо в медвытрезвителе.
Гость
#
Dod: ВЦИОМ не написал, кстати, где именно он проводил опрос респондентов. Судя по оветам, либо в детском садике, либо в приёмном психиатрического отделения, либо в медвытрезвителе
Кстати, любопытная тема. Взять опросник ВЦИОМ, выйти с ним на одинцовские улицы и сравнить результаты.
Yuri_NN
лично#
Вот еще почти свежая новость на церковную тему: http://www.ostro.org/news/article-159748/
Гость
#
Что, мне, послужило толчком для написания. этой заметки. Наверное то, что автор правильно указал о своём знание, одного из моментов нашей истории. Жалко не совсем понятна его досада по поводу дальнейшего её развития. Так-как, произошедшее, уже является свершившимся фактом. И лишний раз доказывает, что не всё так просто, в этом мире. Что церковь, так и не завершило своей победы над язычеством, а очень умно вписала многие её символы в свой календарь. Наш народ в большей своей массе, не наделён этими знаниями и по многим причинам не желает вдоваться в их подробности. говорят, что веруют, а не читали Евангелие. Готовясь к Великому посту, веселят себя, выпивкой и блинами. На работе хвастаются, друг перед другом постными обедами. Знают календарь служб и их посещают, но клевещут на соседа. Храбро бросаются в ледяную купель, осеняя себя крестом. И ни чего не делают, когда плохо приходится ближнему. В завершение хочу сказать: не кому не запрещено делать достойные поступки, стремиться к лучшему пониманию души. Стремиться к познанию и изучению нашего мира, сегодня и в прошлом.
Dod
лично#
Толстовато.
Гость
#
Возможно, но я так думаю.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи
GoGoGoGost
Одинцово
на сайте 08.08.2013 22:03

Блог (125)
Фото (333)