Фотоальбом → КНИЖНЫЕ РАРИТЕТЫ → Абевега русских суеверий (1786 год)

Абевега русских суеверий (1786 год)

Под названием «Абевега…» в Москве вышло второе, несколько изменённое и дополненное, издание «Словаря русских суеверий», впервые увидевшего свет в 1782 году в Санкт-Петербурге. Автор «Абевеги», указавший на титуле книги лишь свои инициалы «МЧ.», — писатель, этнограф, журналист М. Д. Чулков.

Книга Чулкова пользовалась успехом у читателей. Со временем она приобрела значение одного из основных источников по обрядовой культуре народов и народностей, населявших Российскую империю. Сохранился экземпляр «Абевеги» из библиотеки А. С. Пушкина. Все его листы разрезаны. Помет нет.
Раздел «Гадания» посвящён, в основном, славянским традициям. К примеру, верный способ невесте узнать будущее — лечь вечером в снег, а утром посмотреть, «ежели оное вылеглое место гладко, то муж будет смирный и спокойный, а ежели иссечено, то вздорный и драчливый».
Один из самых обстоятельных разделов словаря посвящен браку: «У татар жених имеет право тайно от времени до времени посещать свою невесту, что у них за пазуху ходить называется; ибо только до пазухи невестиной, а не далее женихова вольность простираться должна. Хождение за пазуху имеет кроме облегчения в выкупе и другие основания, тут жених приходит к невесте врасплох и может уверен быть о её качествах, ибо если он что за нею подозрительного приметит, дозволяется ему отказаться от невесты заблаговременно».
В словаре «Абевега русских суеверий» нашли отражение религиозные и бытовые обряды славян, калмыков, черемисов, камчадалов, чувашей, киргизов, татар, удмуртов. Алфавитный порядок расположения материала, достаточно разнородного, придаёт справочнику ещё большую занимательность: рядом оказываются сведения об обоготворяемой славянами реке Буг и о бровях, которые если «свербят», то это к гостям.
Тематический разброс его сочинений, свидетельствовавший о многообразии литературных и научных интересов, не удивителен для середины XVIII века — эпохи энциклопедий и энциклопедистов. «Словарь учреждённых в России ярмарок» (1788), «Словарь земледелия, скотоводства и домостроительства» (1789), «Словарь юридический» (1792), «Сельский лечебник, или Словарь врачевания болезней, бываемых в роде скотском, конском и птиц домашних» (17891805) — жанр справочника был, по-видимому, особенно близок Чулкову. Известно, что вместе с М. Поповым он начинал готовить «Лексикон, или Словарь российского языка».
Судьба Чулкова вполне соответствует духу времени: прежде чем солдатский сын, окончивший разночинскую гимназию при Московском университете, приобрёл должность секретаря Сената, чин надворного советника, потомственное дворянство, имения под Москвой, он побывал актёром, придворным лакеем, квартирмейстером, мелким сенатским чиновником.
Творчество Чулкова не ограничивалось только литературными опытами. Он — автор обширного «Исторического описания российской коммерции», публиковавшегося и как завершённое многотомное исследование, и частями, в виде отдельных экономических справочников, а также «наставлений» купцам, приказчикам, молодым людям, вступающим в службу.
Чулков сочинял поэмы, комедии, басни, стихотворные сказки, сатирические статьи; собирал и публиковал народные песни, сказки, поверья; увлекался историей и мифологией. Его самое известное произведение — авантюрно-волшебный роман «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины». Издавая сатирический журналы «И то и сьо» (1769) и «Парнасский щепетильник» (1770), он заполнял их преимущественно своими произведениями.
Под названием «Абевега…» в Москве вышло второе, несколько изменённое и дополненное, издание «Словаря русских суеверий», впервые увидевшего свет в 1782 году в Санкт-Петербурге. Автор «Абевеги», указавший на титуле книги лишь свои инициалы «МЧ.», — писатель, этнограф, журналист М. Д. Чулков.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи
garpunkuls
Одинцово, ул. Северная дом 8
на сайте 06.09.2023 17:54

Блог (2366)
Фото (58238)